Анастасия Кольман
Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 395 «Маленькая страна»
Доклад на тему:«Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Подготовила: воспитатель
Кольман А. И
Новосибирск – 2024г.
2 СЛАЙД
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная Организация Здравоохранения).
3 СЛАЙД
Актуальность.
Здоровье детей, его охрана и укрепление является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, успешно обучаться и своевременно развиваться.
Дошкольный возраст - это тот период жизни, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребёнка. До 7 лет происходит интенсивное развитие, которое невозможно повторить на любом другом этапе жизни. В это время активно развиваются органы и системы организма, а также формируются важнейшие черты личности, характер и отношение ребёнка к себе и окружающим.
Именно в дошкольном возрасте крайне важно создать основу для здорового образа жизни, чтобы у детей сформировалась осознанная потребность в занятиях физической культурой и спортом. Это важный шаг к тому, чтобы они могли на протяжении всей жизни поддерживать своё здоровье и благополучие.
Дошкольное образовательное учреждение играет ключевую роль в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни. Мы не только обучаем детей азам гигиены и безопасности, но и создаём все необходимые условия для их физического и эмоционального развития. Ведь мы должны учить детей тому, что забота о здоровье- это не временная мера, а важная составляющая их повседневной жизни.
Для достижения этих целей в образовательном процессе активно используются здоровьесберегающие технологии - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Они включают в себя разнообразные формы и виды деятельности, которые могут быть интегрированы в ежедневную практику, как в рамках образовательного процесса, так и через взаимодействие с родителями.
Здоровьесберегающие технологии - это не только физические упражнения, но и психологические, эмоциональные аспекты, которые помогают детям развивать уверенность, гармонию и умение заботиться о своём теле и душевном состоянии. Через такие практики мы формируем у детей осознанное отношение к своему здоровью, что является залогом их успешного и счастливого будущего.
В своей работе мы стремимся прививать детям навыки, которые останутся с ними на всю жизнь, и помочь им осознать, как важно бережно относиться к своему организму и психическому состоянию.
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
4 СЛАЙД
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
5 СЛАЙД
Задачи здоровьесберегающих технологий:
• Создать адекватные условия для развития и оздоровления детей;
• Сформировать у детей доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями;
• Создать положительный эмоциональный настрой и снятие психоэмоционального напряжения;
• Объединить усилия педагогов и родителей для создания максимально комфортных условий формирования представлений о ЗОЖ.
6 СЛАЙД
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения ЗОЖ;
3. Коррекционные технологии.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопедов и психологов. Являясь участником этого общего процесса, в нашей группе особое внимание направлено на обучение дошкольников основным движениям, и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
7 СЛАЙД
И сейчас немного подробнее расскажем о здоровьесберегающих технологиях.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
8 СЛАЙД
Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
9 СЛАЙД
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени «Ежик колючий», «Дом», «Упражнения для большого (среднего, безымянного) пальца», «Семья», «Гриб».
10 СЛАЙД
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога. «Послушные глазки», «Теремок», «Заяц», «Мир».
11 СЛАЙД
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
12 СЛАЙД
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Выполняют такие упражнения, как «Семья», «Осень», «Наше тело», «Деревья осенью».
13 СЛАЙД
Гимнастика пробуждения в ДОУ — это комплекс упражнений, направленный на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.
14 СЛАЙД
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
15 СЛАЙД
Физкультминутка — это кратковременные физические упражнения, которые проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.
16 СЛАЙД
Релаксация в детском саду — это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
17 СЛАЙД
2. Технологии обучения ЗОЖ:
18 СЛАЙД
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7 – 10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
19 СЛАЙД
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в ДОУ включает:
1. Физическое оздоровление- упражнения для укрепления сердца, легких и общего тонуса.
2. Профилактику заболеваний- улучшение иммунной системы с помощью водных процедур.
3. Игровые методы- включение элементов игры для создания позитивной и расслабляющей атмосферы.
4. Дыхательные упражнения- укрепление дыхательной системы через контроль дыхания.
5. Индивидуализация подхода- внимание к уровню подготовки и состоянию здоровья каждого ребенка.
20 СЛАЙД
Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю по 15 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
21 СЛАЙД
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным в упражнениях «Доброе утро, глазки», «Золотая осень».
22 СЛАЙД
3. Коррекционные технологии:
23 СЛАЙД
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
24 СЛАЙД
Технология музыкального воздействия — это активное и пассивное использование музыки в различных видах деятельности воспитателя и детей: в режимных моментах, совместной деятельности, направленной на становление первичной ценностной ориентации и социализации.
25 СЛАЙД
Технология валеологического просвещения родителей
Ст. 38 Конституции РФ. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей
Реализуется через:
- родительские собрания (в том числе, онлайн);
- информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры,
консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения,
приобщение родителей к участию в совместных мероприятиях (мастер-классах, спортивных соревнованиях, акциях, фестивалях и др.).
26 СЛАЙД
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий:
Для детей
снижение заболеваемости воспитанников;
сформированные навыки здорового образа жизни у детей;
повышение интереса к занятиям физической культурой;
формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей);
развитие психических качеств (внимание, память, воображение, умственные способности);
воспитание нравственных качеств, коммуникабельности;
укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Для родителей
сформированная активная родительская позиция;
повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
27 СЛАЙД
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей и овладению навыками самооздоровления.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым.
«Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.
28 СЛАЙД
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
29 СЛАЙД. Спасибо за внимание!