Матвеева Татьяна Владимировна
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Публикация «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
Уровень обучения и воспитания в группе в значительной степени определяется тем, насколько реализация образовательной области «развитие речи» ориентирована на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение дошкольников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, речевых и коммуникативных способностей каждого ребенка, укрепления его собственной речевой активности, раскрытия неповторимости его личности, создании ситуации успеха.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по современным игровым технологиям материалов дали мне возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для речевого развития детей и позволили сделать следующие выводы:
Познавательно-речевое развитие дошкольников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
НОД, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации в связке с речевыми установками значительно способствуют развитию коммуникативных способностей дошкольников. Введение в процесс обучения и воспитания современных игровых технологий способствует повышению мотивации познавательно-речевой деятельности, развитию коммуникативных умений.
Понимая важность современных игровых технологий, активно применяю их в педагогической деятельности и стараюсь добиться поставленной цели при использовании:
Современные игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и являются одним из уникальных форм обучения и воспитания по развитию речи, которые позволяет сделать жизнь дошкольника интересной и увлекательной.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических образовательных игр.
Активно применяю современные игровые технологии по реализации образовательной области «речевое развитие» :
В речевом развитии использую : игровые упражнения, словесные, лексические игры, использование нетрадиционных пальчиковых игр, использование бизибордов, в том числе и сделанных своими руками. (Бизиборд - это развивающая доска, на поверхности которой закреплены всевозможные предметы, которые можно открывать/ закрывать, перемещать, включать/выключать. Суть такой доски заключается в том, чтобы ребенок в игре учился развивать моторику пальцев, мышление, логику, чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем интересней она будет малышу.)
В результате систематического использования современных игровых технологий, у дошкольников повысился интерес к рече-моторной деятельности, следовательно – повышается познавательная активность.
Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид речевых игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. Планируя заранее и правильно подбирая дидактическую задачу игровой технологии, создаю условия для нормального развития и социализации ребенка. Приведу примеры использования игр по видам деятельности:
Также использую игры-липучки на развитие речи и игры на прищепках для развития мышления («Дополни слово», «Составь слово», «Найди лишнее слово» «Собери пословицу» и др.); на развитие воображения и фантазии теневые игры и речевые игры с фонариком («Волшебная мозаика», «Три краски», Волшебные картинки и др.); на развитие памяти и внимательности травелбуки, додекаэдры, («Найди лишний предмет», «Что изменилось», «Светофор», Найди нужный цвет», «Фигуры» и др.)
Для развития коммуникативных умений важную роль имеет комфортный психологический климат в группе детского сада. Создать такой климат помогают коммуникативные речевые игровые технологии :
На знакомство - «Угадай чей голосок», «Паровоз», «Союзы тезок», «Карусель» и др.
В своей педагогической деятельности активно использую современные игровые технологии : кубики БЛУМА, круги Луллия, лампионы, шестигранные призмы и многие другие пособия. Особенно радует то, что пассивные воспитанники, ранее не проявлявшие заинтересованности к коллективной жизни, стали заниматься с большим увлечением. Это свидетельствует о том, что применение современных игровых технологий удовлетворяет речевые и познавательные потребности детей в самовыражении, самоутверждении, самопознании, способствует снятию напряжения, страха и неуверенности в себе, создаёт атмосферу свободного и радостного общения, активизирует познавательную деятельность дошкольников, это значит, происходит интенсификация воспитательно-образовательного процесса.
В своей работе активно использую технологии обучения через игру :
- в качестве самостоятельных СОТ для освоения темы, понятия;
- как элемент более обширной технологии;
- как технология предоставления дополнительной образовательной услуги (интеллектуальные игры, дидактические игры и т. д.)
- в качестве НОД или его части.
Дополнительно с детьми применяю положительно зарекомендовавшие себя развивающие авторские игровые технологии, которые не потеряли своей актуально и по сегодняшний день: Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», цветные счётные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша.
Вывод: В результате систематического использования современных игровых технологий, программа по реализации ОО «Речевое развитие» к концу учебного года будет усвоена даже детьми с низкими возможностями обучения. Повысится интерес к новым знаниям, следовательно, и познавательно-речевая активность.
Список литературы:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика, 1989. -192 с.
4. Красильников В. В. и др. Технология сопровождения профессионального развития педагогов в образовательных организациях разных типов на этапе внедрения профессионального стандарта педагога: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2013. – 135 с.
5. Машарова Т. В. Педагогическая технология : личностно-ориентированное обучение: Учебное пособие. – М. : Педагогика-Пресс, 2019. – 144 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.