Ишбаева Альфира
Социальная компетентность воспитанников детских домов
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью современного образования, является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных компетенций, свободно ориентироваться, само реализовываться, само развиваться и самостоятельно принимать решения в условиях быстро меняющегося мира. Данная цель имеет прямое отношение к воспитанникам детских домов, которые с детства находятся под патронатом государства. Основное назначение детского дома, как социального института, призванного заменить ребенку семью – это помощь в социальной адаптации и подготовка воспитанника к успешной самостоятельной жизни в обществе. Одна из основных – успешно адаптироваться в современном обществе и самостоятельно идти к достижению своей цели.
Публикация «Социальная компетентность воспитанников детских домов» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, и после окончания обучения они выпускаются в открытый социум. От того, насколько они подготовлены к самостоятельной жизни и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Воспитанники в силу своего предыдущего жизненного опыта имеют своеобразное понятие о социальных отношениях. Пребывание в закрытом учреждении формирует у них особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя детский дом создает максимальный фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с другими людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества других в социуме. У детей не удовлетворены многие социальные компетенции, например, в неформальном общении, самоутверждении, самостоятельности. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни, правильная оценка окружающей действительности. И сегодня традиционные подходы к воспитанию и организации жизни детей в детском доме не могут нас удовлетворить, особенно с учетом существенных требований и изменений, произошедших за последнее время в обществе.
Особенности развития воспитанников детского дома можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики социально-бытовой ориентации. Поэтому актуальным является внедрение инновационной технологии, направленной на воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома.
Содержание понятия социальной компетентности может рассматриваться в аспекте компетентного и социального явления. В толковом словаре русского языка понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией, т. е. есть правами и полномочиями. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений. Социальная компетентность – это система знаний индивида о социальной действительности и о себе, сложная система социальных умений и знаний, взаимодействия сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся обстановку.
Социальная компетентность – комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик индивида, определяющий уровень его взаимоотношений с обществом. Компетентность включает различные компетенции, в структуре которых выделяют поверхностную часть, включающую знания, умения и навыки в определенной области, а также ядерную, состоящую из потребностей, мотивов и ценностей человека.
Итак, под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанников, позволяющий им обладать необходимыми правами и обязанностями, знаниями, умениями, навыками и быть конструктивными в основных сферах деятельности личности.
В последнее время в отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться во взаимосвязи с качеством образования, с тем, каким должен быть обучающийся, как личность, гражданин. В обобщённом виде данный феномен включает различные виды готовности к определё нным видам жизнедеятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором он есть и ему жить; творческому отношению к деятельности в любой сфере; к сохранению и укреплению своего физического, психического и социального здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.
Этой проблеме свои исследования посвятили многие ученые, педагоги и психологи: И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых, Н. Н. Денисевич, Н. М. Дж. Боулби, И. Лангмайер, З. Матейчек и др. Большинство исследователей отмечают, что выпускники детских домов и школ-интернатов, лишенные в детстве необходимого опыта семейной жизни и семейной поддержки, в большинстве случаев, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социальной среде. У многих подростков искажено представление о тех или иных социальных ролях, о будущем, о представителях противоположного пола, несформированы элементарные социальные навыки. У многих подростков сохраняется низкая самооценка, самоуважение и неуверенность в себе. Они тревожны, несамостоятельны, не умеют строить социальные отношения, управлять своим настроением и поведением. Поэтому становится очевидной необходимость оказания целенаправленной педагогической помощи подросткам в образовательном учреждении в развитии их социальной компетентности с учетом возрастных норм социализации.
Исходя из определения сущности понятия социальная компетентность, в процессе развития могут быть решены следующие задачи:
- выявление и развитие личностных возможностей в процессе творческой самостоятельной активной жизненной позиции;
- осознание и принятие социальных норм, способствующих формированию готовности нести ответственность за выбор собственного поведения;
- развитие критического мышления;
-создание условий для освоения новых социальных ролей, расширения социальных связей.
Технология воспитания социальной компетентности у детей детских домов предусматривает разработку моделей деятельности участников воспитательного процесса. Именно модель деятельности, а не модель участников. Деятельность воспитанников дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки.
Результатам учебы в школе мы придаем социальную оценку. В конце каждой четверти и учебного года проводится подведение итогов. В процессе подготовки домашних заданий приучаем детей к самостоятельности, ответственности, правильно организовывать свое рабочее место, свою работу.
Трудовая деятельность воспитанников проявляется в выполнении дежурства по детскому дому, хозяйственно-бытовых мероприятиях, в труде по самообслуживанию и художественно-творческих занятиях, в выполнении конкретных трудовых поручений.
Мы хорошо понимаем, что ограничение индивидуального выбора воспитанника приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. Поэтому придаем самостоятельной деятельности воспитанников в детском доме большое значение. Эта деятельность проявляется на занятиях в кружках, спортивных секциях; в участии в играх, их организации; в занятии декоративно-прикладным творчеством, в деятельности по интересам и увлечениям, а также во включенности воспитанников в самоуправленческую деятельность.
Идеи и принципы в формировании социальной компетентности.
Принцип педагогического стимулирования социальных проб.
- ребенок должен сам решать возникшие проблемы, в случае необходимости ему только надо помогать в этом;
- поощрение преодоления трудностей – важная задача педагога;
- принятие решений ребенком никогда не должно осуждаться педагогами, даже если это решение, по их мнению, неправильное;
- необходимо помочь ребенку понять его удачи и ошибки, последние – удачным предупреждением более серьезных затруднений;
- надо учить ребенка страдать, не озлобляясь на окружающих;
- стимулировать формирование собственной позиции ребенка, даже не совпадающей с позицией педагога.
Принцип вариативности организации работы с детьми
Выбор дела – это право ребенка;
Дети должны сами организовать свою жизнь и сами искать способ лучшей организации;
Необходимо постоянно расширять диапазон деятельности и ролей детей;
Важно научить ребенка различать понятия «хочу» и «надо», отмечая при этом важность реализации того и другого.
Принцип организации личного пространства ребенка.
Обеспечение гарантии неприкосновенности права каждого ребенка на выбор сферы деятельности и своего окружения (то есть мы не должны навязывать ребенку с кем ему играть или общаться);
Создание условий для обустройства им своей среды (расстановка мебели, украшение стен)
Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности.
Радость всех – радость каждого; горе одного – горе всех;
Помогая другому, каждый помогает себе;
Взрослые должны переживать за успехи и неудачи детей, а дети – за успехи и неудачи взрослых;
Правила, которые приняты в коллективе, должны выполняться всеми, взрослыми и детьми:
Принцип развития самодеятельности и инициативы детей.
Если детям отданы полномочия, то нельзя без серьезных оснований отбирать их;
Необходимо создавать условия для самореализации каждого и самореализации всех.
Принцип нравственного обогащения социальной среды.
Любое отклонение от нравственной нормы должно восприниматься как социальная болезнь;
В коллективе единая мораль для взрослых и детей;
К информации о событиях и поступках у детей должно формироваться избирательное отношение. Конечно не без нашего участия.
Нужно каждый день делать добро;
Осуждая зло, нельзя быть злым.
Оценка уровня развития социальной компетентности может служить одним из критериев качества образования и воспитания в современных условиях.
Сегодня оценка эффективности формирования социальной компетенции у детей в образовательной среде затруднена в связи с отсутствием соответствующих методик.
В качестве диагностических инструментов мы используем психологические тесты и опросники, сгруппированные в соответствии с ключевыми компетенциями. Так, для изучения особенностей развития компетенции «Я – ученик» используем тест «Учебно-познавательная мотивация», компетенции «Я – самоопределяющаяся личность» - опросник профессиональной готовности (ОПГ, компетенции «Я – успешная личность» – опросник самооценки Г. Н. Казанцевой, тест «Мотивация достижения успеха и боязни неудач», а также методики «Оценка стратегий и моделей преодолевающего поведения» Н. Е. Водопьянова.
Сформированная социальная компетентность - это цель любой воспитательной программы, ядро социализации. Социальная компетентность позволяет личности анализировать повседневную ситуацию, прогнозировать ее развитие, планировать различные варианты поведения других людей, дает возможность сотрудничать, самостоятельно и ответственно действовать на основе собранной и обработанной социальной информации. Процесс формирования социальной компетентности у воспитанников детского дома должен учитывать специфику условий реальной жизни современного человека, так как человек сегодня имеет обширные социальные отношения и связи, выполняет сложные социальные действия, которые должны быть освоены личностью уже в период взросления.
Таким образом формирование социальной компетентности у воспитанников детского дома направлено на решение главной задачи – воспитание нравственной, физически здоровой личности, адаптированной на формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Содержание образования, педагогические технологии в детском доме разрабатываются так, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.