Антонида Тапхаева
Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание детей оказывает большое влияние на развитие речи детей. Один из способов развития речи детей-дошкольников – это системное использование средств музыкального воспитания. На моих занятиях можно наблюдать разные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять недостатки речи : невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Важную роль на музыкальных занятиях играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. Связь мелкой моторики и развитием речи установлена давно. И не только всем известная пальчиковая гимнастика, но также различные жесты, использующиеся при слушании музыки, распевании и пении и помогающие передавать характер музыки, художественные образы или выражать слова, дают детям не только положительные эмоции, но вместе с этим влияют на качество речи. Виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
Шумовой оркестр – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Роль музыкально– дидактических игр и упражнений несомненно велика в музыкальном и речевом развитии ребёнка. Их целью является развитие музыкально-речевого творчества детей. Например: воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах. Игры на развитие художественного словаря.
Игра «Копилка»
Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.
Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку я учу детей ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, в этот момент у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная, координация движений, развивается произвольность движений, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи. Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слова – к музыке, от движения – к мышлению.
Таким образом, развитие речи дошкольников я осуществляю всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.