Зиновьева Вера
Доклад на тему «Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»
Поступление в школу - значительное событие в жизни ребёнка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли - роли ученика.
Одним из наиболее сложных навыков, которыми должен овладеть ребенок в начале обучения - это навык письма. Поэтому работа по подготовке к обучению письму должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. В связи с изменением содержания школьных программ эта проблема становится всё актуальнее.
Публикация «Доклад на тему „Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Проблемой подготовки к овладению навыком письма и обучения письму занимались педагоги, психологи, физиологи, методисты. Ими рассмотрены психологические основы формирования письменной речи, определена сущность понятий «письмо», «графика письма», «графический навык», предложен практический материал по подготовке дошкольников к письму и по обучению письму детей младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволил сделать вывод об особой необходимости подготовки к обучению письму детей с ОНР. Но, несмотря на теоретическую освещённость данного вопроса, можно отметить недостаточную разработанность содержания работы по подготовке к письму детей с ОНР и практических методов и средств ее реализации.
Возникает противоречие между необходимостью подготовки дошкольников с ОНР к письму и недостаточной разработанностью содержания и средств ее реализации в СДОУ.
Объект: процесс подготовки к письму детей с ОНР.
Предмет: содержание и средства подготовки к письму детей с ОНР в условиях специализированного ДОУ.
Цель: разработка и экспериментальная проверка эффективности игровых занятий, направленных на подготовку к письму детей с ОНР.
Гипотеза: процесс подготовки к письму детей с ОНР будет эффективным, если:
• содержание работы определено с учетом особенностей детей с речевой патологией;
• используется система средств;
• основная подготовка осуществляется в ходе специальных игровых занятий.
Задачи:
1. Выявить степень теоретической и практической разработанности проблемы подготовки к письму детей с ОНР;
2. Определить уровень подготовленности к письму детей с ОНР;
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность игровых занятий, направленных на подготовку к письму детей с ОНР.
Методы: теоретический анализ литературы, изучение документации, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, эксперимент.
Наша работа состоит из двух частей: первая теоретическая и вторая экспериментальная.
Первая часть посвящена теоретическим основам проблемы подготовки к письму детей с ОНР. Вторая - экспериментальному исследованию особенностей подготовки к письму детей с речевой патологией.
В результате анализа теоретических источников мы выявили следующее:
- письмо в своем становлении прошло несколько этапов: от рисунка, передающего содержание всего послания, к рисунку - символу, обозначающему отдельные звуки. Эти этапы развития письма, но в сжатой форме проходит почти каждый ребенок;
- письмо - одно из наиболее комплексных умений, которое формируется в процессе обучения. Важным элементом обучения письму является формирование графического навыка (автоматизированного способа дифференцировки и перекодировки звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизведенных буквенных комплексов (букв);
- письмо имеет сложную психофизиологическую структуру, и процесс овладения графическим навыком зависит от уровня сформированности зрительно - моторной координации, пространственных представлений, зрительной памяти и мелкой моторики. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая строка, вверх-вниз, ближе - дальше, под
- над, около - внутри и т. д.
Таким образом, в связи с тем, что у детей с ОНР эти функции нарушены или недостаточно развиты, с ними должна проводиться специальная работа по подготовке к письму. Целесообразно эту работу начинать еще до поступления ребенка в школу;
- для успешного овладения детьми графическим навыком необходимо использовать не одно средство, а систему средств, направленных на формирование функциональных основ письма.
Мы предполагаем, что процесс подготовки к письму будет эффективным, если основная подготовка будет осуществляться в ходе специальных игровых занятий.
Для эксперимента нами были отобраны двадцать детей в возрасте от 5 лет 10 месяцев до 6 лет 11 месяцев. Десять из двадцати детей посещали логопедическую группу.
Параллельно нами были обследованы дети, не имеющие нарушений речи, для сравнения уровня подготовленности к письму детей с речевыми расстройствами и нормального речевого развития. Для первого констатирующего эксперимента были обследованы две группы детей, а для второго только дети логопедической группы.
Для реализации цели первого констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы: беседа с воспитателем, изучение документации; наблюдение за работой воспитателя по подготовке к письму; эксперимент.
Также для изучения уровня подготовленности к письму нами использовались методики различных авторов: А. Керна и И. Ирасека; Л.
Для оценки состояния уровня готовности детей к письму были выделены следующие параметры: умение ребенка сидеть за столом во время выполнения графических заданий; уровень развития мелкой моторики; уровень ориентировки на листе бумаги и уровень сформированности зрительно - моторной координации. Учитывая эти параметры, нами условно были выделены четыре уровня: высокий, средний, ниже среднего и низкий. Обобщая полученные данные, мы получили следующие результаты: к высокому уровню мы отнесли 50 % детей с ОНР; к среднему уровню - 20 % детей с ОНР и 30 % детей без речевых нарушений; к уровню ниже среднего мы отнесли 40 % детей с ОНР и 20 % детей без каких - либо речевых нарушений; к низкому уровню мы отнесли 40 % детей с ОНР.
Анализ результатов эксперимента показал, что все нормально развивающиеся дети приняли задания, были достаточно активны в процессе их выполнения.
Несмотря на выявленные неточности у небольшой части детей можно отметить, что нормально развивающиеся дети на 7 году жизни готовы выполнять письменные задания.
При анализе данных, полученных при обследовании детей с ОНР, отмечаем, что большинство детей имеют недостаточный уровень подготовленности к письму. Они испытывали трудности при определении правой и левой сторон листа, отмечалось нарушение четкости, плавности и дифферинцированности при выполнении упражнений на мелкую моторику, недостаточная сформированность зрительно-моторной координации и т. д.
Работа осуществлялась в двух направлениях:
Первое направление - игровые занятия, которые проводились во вторую половину дня в течение двух месяцев.
Второе направление - закрепление в режимных процессах тех навыков, которые дети получили на занятиях.
Разработанные нами занятия строились в игровой форме, что повышало интерес детей к подготовке к письму и активизировало их на данное занятие. Все игры и игровые упражнения были подобраны с учетом особенностей и трудностей детей, выявленных нами в ходе констатирующего эксперимента. В основной части мы использовали приемы активизации детей на занятии : сюрпризный момент, чтение стихов и загадок. Кроме того, в ходе занятия проводились игры и физминутки, т. к. в силу речевого дефекта, дети быстро утомлялись и начинали отвлекаться на посторонние явления и предметы. Завершающий этап занятия также представлял собой ритуал окончания занятия (Круг друзей, Эстафета дружбы, Солнечные лучики, Речевка и т. д., который доказывал, что с одной стороны, оно закончено, а с другой стороны, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
В ходе занятий упражнения и задания предлагались с постепенным усложнением, что позволяло закрепить полученные навыки и умения, необходимые для подготовки к письму детей с речевой патологией.
Несомненно, некоторые задания вызывали определенные трудности (в проведении «петлеобразных» линий, в соблюдении условий задания, неуверенность в своих силах и т. д.). В этом случае были разработаны задания в упрощенной форме, которые предлагались детям, как на занятии, так и вписывались в домашние тетради.
Работа по второму направлению велась воспитателем. Материал для воспитателя был разработан в соответствии с разработанными нами занятиями, направленными на подготовку к письму детей с речевой патологией (физминутки на фронтальных занятиях в течение 1-1,5 минуты, пальчиковые игры, как элемент утренней гимнастики, самостоятельная деятельность детей и т. д.). Воспитатель включала этот вид деятельности два- три раза в течение всего дня. Упражнения проводились с постепенным наращиванием темпа и усложнением движений, что позволяло добиться четкости, дифферинцированности и плавности в выполнении предложенных упражнений.
Таким образом, можно сказать, что включение пальчиковых игр в утреннею гимнастику и занятия, а также как самостоятельного элемента в свободной деятельности, способствовало развитию мелкой моторики пальцев рук, что является важным при подготовке детей с нарушением речи к письму.
В течение всего эксперимента проводилась работа с родителями. Для этого были подготовлены-специальные тетради для домашних работ, в которых родителям были предложены задания и подробная инструкция для их выполнения вместе с ребенком. Также родителям был предложен консультативный материал для подготовки руки ребенка к письму, который был помещен в родительский уголок.
Для получения объективных данных об эффективности проведенной работы по подготовке к письму детей с ОНР был проведен второй констатирующий эксперимент, в ходе которого мы использовали теже методики, оценивали по тем же параметрам и по тем же уровням, что и на первом этапе нашей работы. После проведения данного эксперимента мы получили следующие результаты: на высоком уровне оказалось 10 % детей, на среднем - 40 %, на уровне ниже среднего - 30 % и на низком уровне - 20 % детей с ОНР.
Таким образом, полученные данные доказывают, что игровые занятия являются эффективным средством подготовки к письму детей с ОНР. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе анализа психолого - педагогической и логопедической литературы мы выявили
особенности подготовки к письму детей с ОНР. Нами был продиагностирован уровень подготовленности к письму детей с ОНР и определены трудности, которые возникают при формировании навыка письма у детей данной категории. На основе полученных данных были разработаны игровые занятия, направленные на формирование навыка письма у детей с ОНР.