Ирина Атабекян
Проектная деятельность как средство повышения конкурентоспособности школы
▼ Скачать + Заказать документы
МАУ ДО ДШИ им. А. И. Плотнова
Доклад на тему:
«Проектная деятельность как средство повышения
конкурентоспособности школы»
Преподаватель дополнительного образования
Ирина Николаевна Атабекян
30.04.2021год
г. Данков
«Проектная деятельность как средство повышения
конкурентоспособности школы»
В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются
Публикация «Проектная деятельность как средство повышения конкурентоспособности школы» размещена в разделах
только конкурентоспособные учреждения.
Конкурентоспособное образовательное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Особенно это актуально для учреждений дополнительного образования.
Ведь система дополнительного образования детей – явление уникальное,
имеющее многоярусную, многоуровневую структуру.
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; разнообразие
содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога,
работающего в такой системе; реализация воспитательной функции
обучения через активизацию деятельности учащихся.
Большинство современных организаций дополнительного образования
детей отличаются особыми условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-
техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в
жизни города, региона, микросоциума и другими чертами.
Под «проектом» в педагогике понимают совокупность мероприятий,
Которые объединены одной программой, или целенаправленную
деятельность по созданию какой – либо системы, объекта.
Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу,
проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная
поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного
продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность
по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Следует отметить, что педагогическое проектирование является самостоятельным видом деятельности, связанным с созданием условий для достижения педагогических целей.
Специалисты в области педагогического проектирования по-разному
подходят к выделению этапов проектирования.
Проектирование как деятельность содержит определенный инвариант
мыслительных операций, когда движение идет от определения целей к
поиску средств, пристраиванию результата и возможных последствий в
реализации проекта : позиционное самоопределение – анализ ситуации –
проблематизация
– концептуализация (целеполагание)
– программирование (создание программы мероприятий по достижению
задуманного)
– планирование (этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах ряда авторов.
Следующие этапы:
диагностический
(выявление проблемы и обоснование ее актуальности); прогностический
(формулировка гипотезы, прогнозирование положительных результатов,
возможных негативных последствий, продумывание компенсаторных
механизмов);
организационный (создание кадровых, материальных, научно-методических, финансовых, мотивационных, организационных условий для обеспечения эффективной работы по разработке какой-то программы); практический (реализация новой технологии, отслеживание
процесса и его корректировка); обобщающий (обработка данных и анализ
полученных результатов).
Анализируя определения понятия «педагогическое
проектирование», можно отметить, что авторы по-разному подходят к процессу педагогического проектирования, считая его творческим
процессом, мыслительной деятельностью, моделью. Анализ подходов к
определению этапов проектирования позволяет сделать вывод, что
ученые выделяют схожие этапы, отличающиеся различной детализацией.
Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный,
рядовой, даже рутинный характер. Однако в каждом ребёнке живёт
стремление к необычному, яркому, возвышенному.
Крупные дозы воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факт
школьного быта в событие, остающееся в памяти надолго. Психологи
утверждают, что самыми естественными механизмами воспитания детей яв-
ляются заинтересованность и подражание. Одиночное переживание своего
эмоционального состояния существенно отличается от включённости его в
переживание большой группы. В этом случае коллективные переживания
множатся, многократно усиливаясь, воздействуя на личность. Крупные
воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоциональ-
ного напряжения, укрепляют во всех детях и взрослых коллективное «мы»,
формируют школьную общность.
Рамки общешкольного дела стимулируют инициативу, творчество,
вариативность самовыражения детского творческого коллектива и отдельно
ученика.
Общешкольные дела являются составляющей педагогического школьного проекта. Мы в рамках ДШИ можем реализовать, например проекты :
«Сотрудничество»,
«Партнерство»,
«Милосердие».
Проект «Сотрудничество» направлен на реализацию сотрудничества с
привлечением ресурсов не образовательных инфраструктур города и района.
Проект «Партнерство» может быть направлен на формирование партнерских
Отношений с библиотекой (или другой организацией) с целью формирования
эмоционально-ценностного отношения ребенка к многообразному миру
природы и искусства. В рамках реализации данного проекта администрация и
педагоги школы могут оказывать методическую помощь в организации практически всех мероприятий учреждения;
- подбор музыкального тематического материала и подготовка
звукового оформления для выступления;
- цикл музыкально - литературных программ для любителей русской поэзии;
- концертные номера в совместных проектах; в вечерах-встречах для инвалидов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Проект «Милосердие» может реализоваться с целью формирования у учащихся гражданских качеств, патриотизма, гуманизма через организацию
практической деятельности.
В принципе, можно сказать, что вся деятельность ДШИ должна быть направлена на пропаганду культуры через расширение социальных
взаимодействий с социумом, на сохранение и развитие лучших отечественных традиций всех видов искусства, формирование позитивного имиджа в местном сообществе. В проектах предусмотрен перечень мероприятий воспитательной работы и концертно-просветительской деятельности, включающий разнообразные формы
– концерты, лекции, беседы, тематические концерты по разработанным сценариям….
И в заключении естественно, что реализация педагогических проектов позволит ДШИ гармонично вписываться в межведомственные отношения, будет способствовать приобретению новых методов приобретения информации, анализа и прогноза развития событий; сплочению и мотивации команды единомышленников и всего коллектива, организации коммуникативной политики, способствующей повышению качества образования и позиционированию в социуме.
Именно потому, что ДШИ осуществляют системное, комплексное,
глубоко индивидуализированное художественное образование и воспитание
детей и подростков на основе активной художественной деятельности на
протяжении длительного времени (до 7-8 лет) в важнейший период
становления их личности (школьный период, ДШИ вносят наиболее
весомый и существенный, в сравнении с другими типами УДОД (учреждение дополнительного образования детей, системный
комплексный вклад в формирование культурного слоя нации, обладающего
высокими духовно-нравственными качествами.
Итоги реализации педагогических проектов ДШИ – повышение уровня
социализации, интерес к совместной творческой деятельности; повышение
эффективности патриотического воспитания обучающихся через апробацию
новых форм и методов работы; усиление активности родителей в делах ДШИ
и как результат укрепление роли семьи в образовательном процессе.