Пахомова Диана Александровна
Польза кукольного театра в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нрав-ственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Публикация «Польза кукольного театра в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
В пьесах и сценках, помещенных в книге, в доступной форме для детей младшего, среднего и старшего возраста раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи.
Во многих произведениях, на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь товарищам. В то же время лентяи, зазнайки,неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют иж поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Конечно, в условиях работы детских садов нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам, - это и невозможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок или театра петрушек. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.
Если работа с куклами незнакома педагогу или роди-телям, после ряда рекомендуемых в книге упражнений они смогут освоить постановку небольших сценок. Кукла начнет «слушаться» и выполнять то, что от нее требуется. Лучше всего начинать с небольших простых сценок, в той последовательности и тех видов кукольного театра, которые даются в книге. А регулярные показы спектаклей детям помогут накоплению опыта и мастерства.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются : театр картинок,, разделяемый нами на картинки на фланели (фланелеграф) и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек. Каждому из них в книге отведен специальный раздел, где даны рекомендации по устройству данного вида театра, методи-ческие указания по подготовке и проведению спектакля, репертуар. Все пьесы и инсценировки -
• авторские или в авторской обработке.
В конце книги и на цветной вкладке помещены рисунки персонажей и декорации к театру картинок.
K некоторым пьесам дается музыкальное сопровождение. Музыкальный работник может оформить спектакль и музыкой, рекомендованной дошкольникам для слушания в детском саду. Очень хорошо, если музыка будет в каждом спектакле кукольного театра : чтобы дети послушали и сами спели песенку, посмотрели пляску кукол, по-маршировали под музыку в перерыве и т. д.
- Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации - плоские, их показывают на специальной доске,расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки.
В театре игрушек и петрушек - все объемное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки.
Оформляется спектакль также игрушками. Поэтому при под-готовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу. Театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее, стоя за ширмой.
При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действую-щих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. В театре петрушек все мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми.
В подразделах «Фланелеграф показывают дети» и «Театр петрушек показывают дети» рассматриваются возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп.
Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных про-изведений.
Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забывать, что кукольный театр это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.