Людмила Ракитянская
Организация самостоятельной двигательной активности детей на прогулке с использованием подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Организация самостоятельной двигательной активности
детей на прогулке с использованием подвижных игр»
Подготовила: Ракитянская Л. Н., воспитатель МАДОУ «Д/с комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области».
Публикация «Организация самостоятельной двигательной активности детей на прогулке с использованием подвижных игр» размещена в разделах
Самостоятельная двигательная активность детей одна из основных моделей организации образовательного процесс детей дошкольного возраста, свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшение его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличение творческого и познавательного потенциала.
Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый ребенок имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «… Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят. Поэтому должны быть продуманы условия для движения. На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и научить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей детей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх, является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и т. д.) Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызвать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры
движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.
Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями. На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность детей. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям.
Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания. Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных игр на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по скамейке, перелезание через обруч и т. д., а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье, метание, бег со скакалкой и т. д.)
Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было, чем заняться: поиграть в мяч, или покачаться на качелях, поиграть в шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную активность всегда отводится время. Она является своеобразной психической нагрузкой для детей.
Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей и повышает их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке. Поведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодное время года в облегченную одежку, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний. Важно рационально планировать время прогулок.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов подвижной игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются:
в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня;
сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т. д.);
в воспитании у них интереса к подвижным играм;
в развитии физических качеств.
Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т. д.)
При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:
инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации. Поэтому воспитателю необходимо:
наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь; предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
привлекать детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
обыграть новые пособия, показав, как можно с ними действовать (например, скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения и т. д.);
периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся предметов и учить преодолевать их по-разному;
обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами : они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.
Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные горки.