Степанова татьяна Алексеевна
Оптимизация двигательного режима в ДОУ
Обучение движениям представляет собой целостный воспитательно-образовательный процесс. Он осуществляется путем непосредственного обучения воспитателем и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. Воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, составляют формы организации физического воспитания, в основе которого лежит двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показывать с учетом возраста детей, подобрать соответствующие игры для совершенствования движения. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявления детьми самостоятельности. Учитывая особенности физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребенка эмоционально- положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий ребенка способствует возникновению стремления к еще большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все время под наблюдением воспитателя. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребенком новой двигательной задачи, с другой - вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении ее на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций.
Публикация «Оптимизация двигательного режима в ДОУ» размещена в разделах
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в течении дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); активный отдых (физкультурные досуги, праздники, каникулы, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность ; домашние задания по физкультуре; индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); секционно-кружковые занятия. Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дошкольного учреждения. Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также конкретных условий данной группы и всего учреждения. Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю (одно на прогулке). Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
В водной части взрослый должен пробудить у детей интерес к занятию, эмоционально и психологически настроить на него, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. С этой целью детям предлагают знакомые им упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировки в пространстве, выразительности и грациозности движений. Общую и специальную подготовку организма к основным движениям обеспечивают подготовительные и подводящие упражнения. Они подбираются для разных мышечных групп (плечевой пояс, руки, туловище и ноги) и выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине и на животе). Подбор и дозировка упражнений зависят от их сложности, возраста детей и степени освоения ими данного материала, а также от содержания основной части занятия. В основной части занятия детей обучают обще развивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. В основной части занятия дети играют в подвижные игры с правилами типа «Ловишки», «Догонялки» и др., обеспечивающие максимальную нагрузку на организм. Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, решение более трудных задач намечают на начало основной части.
В заключительной части занятия детям должен быть обеспечен постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведения пульса к норме. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение, именно поэтому содержанием заключительной части становятся разные виды ходьбы (в том числе в интенсивном темпе с постепенным замедлением, танцевальные упражнения, игры малой подвижности с участием всех детей («Принеси, что тебе понравилось» и др.)
Продолжительность занятия зависит от возраста и составляет : в младшей группе-15 минут; в средней-20 минут; в старшей -25 минут; в подготовительной к школе группе-30 минут. На занятии одновременно с развитием двигательных навыков у детей развивают психофизические качества, такие как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.
План физкультурного занятия определяется характером учебной работы. На одних занятиях даются как новые упражнения, так и совершенствуемые (1/3, новых, 1/3 углубленно разучиваемых, 1/3, находящихся на этапе закрепления и совершенствования); на других- периодически проверяется степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих- упражнения на этапе совершенствования движения.
Физкультурные занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Они включают в себя бег в разном темпе (быстром, среднем и медленном) и физические упражнения в быстром темпе.
Одно из трех еженедельных занятий с детьми 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. К занятиям на воздухе допускаются дети, у которых нет медицинских противопоказаний. Обязательным условием участия ребенка в занятии является наличие спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Занятия на открытом воздухе организуются с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе при температуре -15 градусов в безветренную погоду. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе. Занятия строятся так, чтобы обеспечить освоение программного материала и достаточно высокую физическую нагрузку. Важную роль в успешном решении этих задач играют положительные эмоции, побуждающие детей к лучшему выполнению упражнений и предотвращающие быстрое утомление. Утренняя гимнастика- обязательная часть ежедневного режима ребенка. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями. Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений. Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки на месте, так и с продвижением, обще развивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Еще одна из форм организации физического воспитания- подвижная игра. Подвижная игра- сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований.
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
Физкультурные праздники
2 раза в год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Оптимизация двигательного режима в ДОУ»
Подготовила: инструктор
по физической культуре Степанова Т. А
г. Уварово 2024г