Элла Альбертовна Чухонцева
Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС
▼ Скачать
Доклад на педагогический совет
на тему:
«Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
МДОУ№83
Чухонцева Э. А.
2023г.
Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС
Публикация «Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру:
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Цель:
Развитие музыкальных и творческих способностей, через различные виды музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии учитывая возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для занятий музыкальной деятельностью насыщенную, доступную и безопасную для детей с различными музыкальными инструментами, дидактическим материалом и другим необходимым оборудованием в том числе и техническим.
2. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
3. Изучить современные музыкальные технологии, систему музыкальной оздоровительной работы и проектную деятельность.
4. Привлечь родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему музыкальному развитию детей.
Новизна системы состоит в следующем: в организованной, свободной и самостоятельной творческой деятельности актуально использовать игровые технологии. Например, начинать музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песенки-распевки, дающий позитивный настрой на весь день. Восприятие музыки и разучивание текстов песен можно сочетать с игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. Перед пением занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и артикуляционными упражнениями. Речевые игры сопровождать музыкально- ритмическими движениями, сочетание с детским фольклором, поговорками, игрой на шумовых музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию с музыкотерапией и сказкотерапией.
Формы работы взаимодействия с семьей отвечающих на вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома, совместные вечера развлечений, дни здоровья и другие мероприятия.
Целевые ориентиры:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
• Физическая и умственная работоспособность детей независимо от сезонности и погодных условий с учетом санитарно-гигиенических требований.
• Включение родителей в образовательный процесс.
Психолого-педагогические условия реализации программы
Необходимо остановиться на психопого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Иными словами, ребенок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности.
В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говоримо ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдельно.
Мои наблюдения показали, что проблема развития коммуникативно- речевых умений в контексте средств общения, выполняющих одну из важнейших коммуникативных функций в детской речи и существенно влияющих на качество речевого общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, в научно-педагогической литературе раскрыта недостаточно.
Для решения этой проблемы внедряемое пособие помогает решить мне этот аспект возрастных особенностей старших дошкольников. Важным аспектом на данном этапе является активное сотрудничество с педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами для решения развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Важным направлением на поддержание творческой инициативы считаю форму работы, как театрализованная игра, которая является средством самовыражения и самореализации ребенка, где в полной мере осуществляется его эмоциональное и творческое развитие :
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, стремятся точно передать их, через слово и выразительные музыкальные интонации.
• осваивают способы их внешнего выражения.
• осознают причины того или иного настроя.
Наблюдения показывают, что нужно стараться в непринужденной обстановке обогатить детей музыкальными впечатлениями через импровизацию движений, пение, восприятие музыки, игры, танцевальные этюды и хороводы. Цель – умение претворять полученные впечатления в самостоятельной игровой деятельности. Занятия театральной деятельностью отлично развивают чувство ритма, музыкальный слух, координацию движений и голосовой аппарат
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ
Важным моментом является активное взаимодействие со всеми педагогами, а именно обсуждение вопросов по разработке проектной деятельности, совместного проведения театрализованных представлений и интегрированных занятий по музыкальной деятельности. Именно от системы условий средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивается необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ.
На музыкальных занятиях необходимо активизировать стремление детей к активной музыкальной деятельности, что делает воспитанников эмоционально отзывчивыми, любознательными, способными взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Результатом такой деятельности детей является:
-Проявление самостоятельности и творческая инициатива у дошкольников.
-Умение подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формирование знаний, определяющие: характер музыки; основные положения рук, ног, корпуса; музыкальные движения, этюды, миниатюры, которые исполняют. Дети с желанием учатся танцевать, играть, водить хороводы; с удовольствием выступают на различных творческих концертах, праздниках и развлечениях. У них выработаны такие исполнительные качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, запоминать и свободно исполнять танцы различного уровня и сложности.
Совместная деятельность с педагогами и родителями, разнообразие средств и форм организации и деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься этой деятельностью и внедрять новые подходы и совершенствовать имеющиеся навыки. Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Литература:
1. Источник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г.
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
МДОУ№83
Чухонцева Э. А.