Марина Александровна Бабченко
Музейная педагогика в ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, многие из вас могут со мной не согласиться, но по-моему мнению одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и является музей. Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Период детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, т. к. именно в это время закладываются базовые качества личности. Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.
Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей.
Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности воспитанников и удовлетворить их интересы.
Интерактивность – один из методов в работе с современным музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Познание осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка вещей. Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями, расширяет кругозор, представления о традициях и культуре русского народа, представления о мире незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.
При изучении музейной педагогики очень важно эффективно организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха.
В целях развития инновационного процесса и его направленности на повышение качества дошкольного образования, организации деятельности коллектива группы я стала вести работу по теме «Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» с 2022 года. Изучив литературу по данной теме, перед собой я поставила следующие задачи:
1. Воспитывать маленьких граждан в духе патриотизма.
2. Гармонизировать развитие творческой личности ребенка.
3. Расширить сферу образования воспитанников через приобщение к музейной педагогике.
4. Способствовать укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Для реализации поставленных задач я начала углубленно работать в этом направлении. Мною был разработан долгосрочный проект на тему «Мини-музеи «Мы родом из России». В течении месяца, при помощи коллег, родственников, родителей воспитанников, были собраны различные экспонаты и создан мини-музей.
Все экспонаты нашего мини-музея – интерактивны. Дети не только рассматривают экспонаты, но и примеряют костюмы, играют на музыкальных инструментах. Это даёт возможность увидеть, попытаться понять и ощутить дух прошедших веков. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры. Это доступно и интересно ребёнку, даже малышу. Предмет-это наше главное «учебное пособие», которое дети могут потрогать.
В нашем мини-музее проводятся активные формы работы.
Посиделки – интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Дети наряжаются в русские народные костюмы, т. к. практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает восприятие.
Народные праздники – это радость, а вместе с тем деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей «Мы родом из России» – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.