Гюльназ Малджанова
Математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе
▼ Скачать
«Математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
Тема моего доклада «Математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
Публикация «Математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, играйте с ним в логические игры. Важная роль в развитии логического мышления отводится математическим играм. Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий. В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке и в лесу и т. д.
Примеры игр:
Пришли в поликлинику. У кабинета врача большая очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания, можно предложить логические задачки.
1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
2. Из дупла выглядывало 6 беличьих хвостиков. Сколько белок в дупле?
3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
4. Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?
5. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
«У кого больше…»
… лап - у кошки или попугая?
… хвостов - у собаки или лягушки?
… ушей - у мышки или свинки?
… глаз - у змеи или крокодила?
«Какое число я пропустила?»
Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16. Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное.
«Назови число»
Назови число от 3 до 7, от 9 до 12, от 14 до 5. Какое число стоит перед 6? Какое число стоит после 8?
Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я задумала?
Я к числу 3 прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?
«Домашние игры»
Дома можно между делами вовлекать ребенка в следующие упражнения.
Который по счету? На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?
Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий? Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?
Игра с палочками. Можно играть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой
«Игры на состав числа»
Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.
Упражнение с орешками. Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: 3 и3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?
Задания, которые вы даете детям, необходимо усложнять. В ходе выполнения заданий дети овладевают умением на основе обдумывания предполагать решение, проверять его практически, искать новые пути, обосновывать их.
Хотелось бы с вами провести небольшое задание о том, как работая с одним изображением, можно повторить множество математических вычислений.
Перед Вами раскраска. Здесь изображен заяц. Казалось бы, какие математические задачи можно решить с ребенком, используя только один рисунок зайца?
Давайте вместе попробуем использовать данный рисунок для решения наибольшего количества математических задач.
1). Используя 2 треугольника и один прямоугольник, нарисуйте справа от зайца елочку.
(При выполнении данного задания дети закрепляют название фигур, учатся чертить их, вспоминают, где у нас «право»). Так же здесь можно ребенку задать вопрос:
- Каких геометрических фигур ты нарисовал больше?
2). 1 овал и 5 кругов нарисуйте слева от зайчика цветок.
- Каких фигур здесь меньше? (1 овал). А что еще мы можем дорисовать цветку? (стебель, с помощью линии). Здесь можно сообщить, что линия-это тоже геометрическая фигура.
3). Вверху над цветком нарисуйте облако, используя овал.
4). В правом верхнем углу используя круг, нарисуйте солнце.
5). Между зайцем и елкой нарисуйте камень
6). А под ним червяка.
7). Над зайчиком нарисуйте птицу.
Выполняя такое задание, вы можете задать детям вопросы: Сколько было предметов на листе до начала работы? Сколько всего предметов вы нарисовали? А сколько всего предметов получилось после окончания нашей работы? С помощью какого действия у вас получилось число? Какое число следует за числом 8, а перед? И т. д.
Родители, посмотрите, на рисунке был один заяц. Сколько предметов мы нарисовали около него, при этом поработали над такими математическими задачами, как:
• Счет предметов;
• Сравнение количества использованных предметов;
• Вспомнили название геометрических фигур;
• Работали с такими понятиями, как «лево», «право», «между», «под», «над», «вверху»;
• Группировка предметов по определенному признаку и т. д.
Такие виды заданий можно варьировать до бесконечности. Было бы желание. Трудного здесь ничего нет. У ребенка при частом выполнении заданий такого плана, вырабатывается определенный навык, который постепенно превращается в умение.
Конечно же, после выполнения любого задания, ребенка нужно поощрять. Я не говорю о материальном поощрении. Я говорю о поощрении в виде «слова». Одно ласковое слово и ребенок уже готов покорять новые вершины.
Желаем вам успехов!