Айгюль Мамутдинова
Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста.
Общаясь с детьми и наблюдая за ними, мы все чаще отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в налаживании контактов с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, дети с заниженной самооценкой. У данных детей имеются проблемы в общении, как с детьми, так и с взрослыми.
По мнению Ольги Николаевны СОМКОВОЙ:
Публикация «Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи»
Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении специфических, присущих ребенку данного возраста видов деятельности. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными (процесс обмена информацией при помощи речевых средств) и невербальными (вид общения без использования слов) способами.
Кроме того, к дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому
От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в
образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни.
Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.
Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждую игру нужно повторять по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Требования к играм:
-они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу, но должны систематически повторяться;
-использование музыки, танцевальных движений помогаеют снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
-инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
-не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
-не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;
-периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.
Для формирования у детей чувства уверенности в окружающем мире в период адаптации, предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста :
«Раздувайся, пузырь!»
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: делая несколько шагов назад приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
— «пузырь» увеличивается.
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).
«Веселый паровозик»
Цель: Знакомство с группой, друг другом.
Описание игры: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике» : первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети держатся за веревку и путешествуют по станциям.
«Гусеница»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи (пояс). Первый игрок - "голова", последний - "хвост". Включается музыка и гусеница начинает движение в перед, в таком положении они преодолевают препятствия: обойти стул, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», спрятаться от «диких животных» т. д.
«Давайте познакомимся!»
Описание игры: дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч или любой другой предмет, ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч или передает предмет. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру.
Значение формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста определяет известный детский психолог Мая Ивановна Лисина: “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.
Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Сензитивным периодом (это такой период в жизни каждого ребенка, когда он в наибольшей степени готов к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности) для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.