Папки-передвижки

Использование логоритмики на музыкальных занятиях

татьяна шугурова
Использование логоритмики на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Публикация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме:

1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)

2. Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)

3. Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).

Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Задачи логоритмики :

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Укреплять косно - мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

8. Развивать коммуникативные способности.

Все используемые упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов) 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

Использование логоритмики на музыкальных занятиях.

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины и проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их умственное и физическое развитие.

На 3 г. ж. ребёнка речь становится доминирующей линией развития.

Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.

Почему логоритмика?

Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико- интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия- это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения включают в себя пальчиковые, речевые музыкально- двигательные и коммуникативные игры.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым нарушеием, так как занятия создают положительный и эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.

Регулярные логопедические упражнения способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Ещё большой плюс занятий и упражнений по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно с ним взаимодействовать.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Направление работы по логоритмике.

1. Развитие чувства ритма - упражнения, музыкально- дидактические, ритмические игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.

2. Формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и обработку правильного физиологического и речевого дыхания.

3. Развитие артикуляционной и лицевой моторики- упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.

4. Развитие общей моторики - динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.

5. Развитие мелкой моторики- пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или с использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Логоритмика (логоритмические занятия)

включают в себя следующие элементы:

Упражнения Развитие

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц.

Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно- образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно- двигательной и координационной сферы.

Упражнения на развитие словотворчества Расширение активного запаса детей.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.

Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра, прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:

-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

-Равномерно сужать и расширять круг;

-Ходить со сменой ведущих;

-Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Существует много игр для развития дыхания.

1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.

2. Тарелка наполнена водой и дети дуют на лёгкие предметы, находящиеся в воде, например, кораблики.

3. Нравится детям пускать мыльные пузыри.

4. Игрой на духовых музыкальных инструментах - годятся дудки, губная гармошка, флейта.

5. Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т. д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Упражнения на распределение внимания

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

По команде взрослого : «Звери»- дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей: зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

«Запрещенное движение».

Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) .

Цель: формировать и развивать слуховое внимание.

Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.

Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.

Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Игры на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента.

Топни ножкой

Дети стоят полукругом перед педагогом и слушают равномерные удары в бубен. На акцент дети топают ногой.

Хлопни в ладоши.

Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают игру на пианино. На акцент дети хлопают в ладоши.

То вперед, то назад.

Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом, направление движения меняется несколько раз.

8. Ритмические упражнения.

Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, ритмизации движений:от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

«Петушок»

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

9. Развитие чувства темпа.

Цель: развивать темп речи.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение.

Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.

Песни сопровождаем движениями рук - для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

11. Игра на музыкальных инструментах.

Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

12. Пальчиковые игры.

Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами) под музыку.

«Пальчики – мальчики»

Пальчик – мальчик, где ты был? Пальцы левой руки сжимаются в кулак,

Где ты с братцами ходил? выпрямляют и сгибают большой палец.

С этим - я в снегу валялся, Поочередно массируют пальцы, начиная

С этим - с горочки катался, с указательного.

С этим - в парке я гулял,

Все мы пальчики – друзья, Сжимают и разжимают пальцы.

Где они, Показывают 4 пальца, прижав

большой палец к ладони.

Там и я! Показ большой палец - вверх,

остальные пальцы прижаты к ладони.

13. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

14. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.

«Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

«Подними руку».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять руку, когда они услышат соответствующий звук.

16. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям

Фонопедическоеупражнение «Мороз» по методу В Емельянова

Вышел на просторы погулять мороз.

Цель: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Танец «Приглашение» (движения по тексту)

Лапками мы топ, топ, крылышками хлоп, хлоп,

А потом прыг скок, скок, и ещё разок, скок.

Носик, пятка, перетоп, носик, пятка, перетоп,

Покружились малость и начнём сначала.

18. Игры.

Цель: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение.

Подвижные игры

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Игры с элементами арттерапии

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

Игры с остановками

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

20. Массаж биологически активных зон

Самомассаж «Неболейка»

Текст проговаривает педагог, дети выполняют соответствующие действия:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна!

(Потирать ладошки друг о друга)

Массаж тела «Лягушата»

Дети выполняют движения, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Массаж спины «Дождь»

Дети делятся на пары, один садится спиной к напарнику, который выполняет движения:

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмики на музыкальных занятиях
Опубликовано: 9 июня 2021 в 08:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем татьяна шугурова (УИ 247082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД