Елена Матвеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья» :
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
(оздоровительные мероприятия в течение дня)
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
УТРО
1. Утренняя зарядка
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игровой самомассаж
5. Мытье рук и лица холодной водой
ЗАНЯТИЕ
1. Перед занятием –звуковая гимнастика
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
2. Физкультминутка на НОД
3. Гимнастика для глаз
ПРОГУЛКА
1. Двигательная активность (бег, игры, упражнения)
2. Подвижная игра
3. Дыхательная гимнастика
ПЕРЕД СНОМ
1. Ходьба по мокрым дорожкам 15-20 сек.
2. Релаксация (в постели)
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
1. Гимнастика пробуждения (в постели)
2. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)
3. Босохождение (3-5 мин.)
ВЕЧЕР
1. Артикуляционная гимнастика
ПОСТОЯННО
1. Контроль за осанкой (профилактика сколиоза)
Медико-педагогическая модель оздоровления в группе включает в себя:
А. Образовательную работу :
- познавательные НОД
- кружок «Здоровячек»
- дидактические игры
- досуги и развлечения
- беседы
- продуктивная деятельность
Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления :
-закаливание
-босо хождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам
-звуковое дыхание Лазарева
-игровой самомассаж
-кинезиологическая гимнастика
В. Организацию предметно-развивающей среды:
-уголок здоровья
-подборка художественной литературы
-иллюстрации о ЗОЖ
-подбор музыки для релаксации и отдыха
-настольно-печатные игры
В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни не формирую с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
2) Формирование элементарных представлений об окружающей среде
3) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений
5) Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
6) Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
8) Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляю в игровой деятельности.
Я учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений.
I. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- уроки здоровья для детей 4-5 лет
II. Физическое развитие и оздоровление детей :
- закаливание
- точечный массаж
- игры
- дыхательная гимнастика
- организация двигательного режима
III. Лечебно-профилактическая работа :
- лечебная физкультура
IV. Работа с родителями
V. Обеспечение психологического благополучия:
- музыкотерапия
- коррекционно-развивающая работа
- псих гимнастика
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй я включила :
I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач широко используются в группе :
- информация в родительских уголках («Айболит советует», в папках-передвижках («Полезные продукты», «Здоровый образ жизни») консультации («Расти здоровым», «Движения плюс движение», «Сохранить здоровье чтоб…».
- «открытые дни» для родителей
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение игр и развлечений, бесед; информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например: «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.
Опыт работы в оздоровительном направлении показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.
Например, расскажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Мы используем для работы с детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка», «Ухо, нос» и др.
Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период.