Екатерина Пигурская
Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
Педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. «. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания», - говорила Н. К. Крупская. В игре воспитанников проявляются и формируются все стороны психической деятельности жизни ребёнка. И через те роли, которые ребёнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно, трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребёнка его уникальности и самоценности. Так как в игре воспитываются такие качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность. При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по - разному. Р. И. Жуковская в своей книге «Воспитание ребенка в игре» отмечает, что необходимое условие педагогического руководства играми — знать и видеть ребенка, замечать в нем «еле приметные оттенки проявления личности».
Публикация «Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия каждого ребенка в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.
К. Д. Ушинский писал: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни».
Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
В сюжетно-ролевых творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу. Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Отдельные дети, чаще всего легко возбудимые, неуравновешенные, равнодушны к коллективным играм, но увлекаются беспорядочной беготней. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве они стоят в стороне от коллективных игр, не проявляют к ним никакого интереса.
Целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, для развития умения детей работать в группе сверстников, для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
С целью сохранения эмоциональной безопасности педагоги должны создавать для детей следующие условия:
-дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции обучения;
-при нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие;
-причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих;
- советы ребенку предлагаются только в альтернативной форме, чтобы оставалась возможность выбора;
-активно используются приемы подкрепления и поощрения инициативы ребенка;
-в группе создается атмосфера тепла, уюта и психологического комфорта; выявляются интересы и привязанности детей к различным видам деятельности (чем любят заниматься дома, любимые игрушки, книги и т. д.); устанавливается телесный контакт педагогов с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям (обнять, погладить, пожать руки и т. д.);
- воспитательная работа ведется с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
Ограниченность содержания творческих игр, уклонение отдельных детей от участия в коллективных и сюжетно-ролевых играх должны тревожить воспитателя, так как впоследствии это может в той или иной мере неблагоприятно сказаться на всестороннем развитии ребенка. Задача педагога-использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игру. Для развития самостоятельных игр детей должны быть созданы специальные условия (расширение знаний детей, обогащение игрового опыта, предметно-игровая среда и т. д.) с учетом индивидуальных возможностей детей.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.