Елена Степаненко
Функциональная грамотность на занятиях по внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая предоставляет ученикам возможность развивать свои интересы, таланты и навыки, выходя за рамки учебной программы. Она является плодородной почвой для формирования функциональной грамотности, позволяя применять знания в реальных условиях и развивать ключевые компетенции. Формирование функциональной грамотности – это комплексный процесс, который требует использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие учеников как самостоятельных и критически мыслящих личностей.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность "Я - ты - он - она - вместе целая страна" направлена на формирование у детей чувства принадлежности к единому обществу, понимания своей роли в нем и ответственности за свою страну. Внеурочная деятельность "Я - гражданин России" играет важную роль в формировании личности ребенка, прививая ему ценности гражданственности, патриотизма и ответственности. Однако, простое знание фактов о России недостаточно, помимо теоретических знаний о правах и обязанностях гражданина, важно развивать функциональную грамотность, позволяющую применять эти знания на практике.
Понятие функциональной грамотности:
Функциональная грамотность - это способность человека использовать знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. В контексте внеурочной деятельности "Я - гражданин России" это означает не просто знание законов и правил, но и умение:
- Анализировать информацию: критически оценивать информацию из разных источников, выявлять факты и мнения, отличать правду от лжи.
- Решать проблемы: находить решения в различных ситуациях, используя логику, креативность и навыки сотрудничества.
- Общаться эффективно: выражать свои мысли и идеи, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других.
- Действовать ответственно: принимать решения, нести ответственность за свои поступки, участвовать в общественной жизни.
На занятиях по внеурочной деятельности в пятом классе «Я - гражданин России» и «Я - ты - он - она - вместе целая страна» я применяю следующие методы: ролевые и дидактические игры, квесты, викторины, дискуссии, творческие задания, чтобы вовлечь детей в активное участие в процессе обучения. Реальные жизненные ситуации: привязка изучаемого материала к реальным событиям, проблемам и ситуациям, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Развитие критического мышления: поощрение детей к анализу информации, выражению собственного мнения, аргументации своей точки зрения. Сотрудничество: организация групповых работ, чтобы дети учились работать в команде, учитывать мнение других, решать задачи совместно.
Примеры практических заданий:
Например, игра «Собери пазл страны». Дети собирают пазл, изображающий карту России, обсуждая, какие регионы входят в состав России, какие особенности у каждого региона, какие города там находятся, основные достопримечательности, особенности природы. С помощью этой игры дети узнают о регионах России, их местоположении, особенностях, учатся решать задачи, находить правильные решения, работать в команде, общаться друг с другом. Также, подобная игра «Собери герб России» - дети собирают пазл герба и рассказывают, что символизируют отдельные элементы герба. «Угадай народ по описанию» - это отличная игра, которая помогает детям узнать больше о многонациональной культуре нашей страны! На карточках - описание обычаев, традиций, национальных костюмов, блюд, ремесел разных народов России. Дети по очереди отгадывают описание с карточки и рисуют то, что упоминается в описании (предметы, связанные с традициями и обычаями: головной убор, блюдо, растение, животное, посуда, игрушки и т. д.) Задание «Найди неофициальный символ»: перед детьми лежат картинки с изображением разных предметов, в том числе неофициальных символов России, дети должны найти на картинках неофициальные символы России и объяснить, почему они считаются символами. После чего дети должны написать сочинение или нарисовать рисунок на тему "Мой любимый неофициальный символ России". Задания о неофициальных символах России помогают детям лучше понять богатство и разнообразие русской культуры, а также развивать их творческие способности и любознательность.
Все эти игры и задания - это не только веселое занятие, но и отличный способ развивать у детей все виды функциональной грамотности, которые помогут им стать активными гражданами своей страны.
Заключение:
Развитие функциональной грамотности на внеурочных занятиях «Я - гражданин России» и «Я - ты - он - она - вместе целая страна» - это не просто передача знаний, а формирование активной гражданской позиции, способности применять знания на практике и вносить свой вклад в развитие общества. Важно помнить, что гражданин - это не пассивный наблюдатель, а активный участник жизни общества.