Папки-передвижки

Функциональная грамотность на занятиях по внеурочной деятельности

Елена Степаненко
Функциональная грамотность на занятиях по внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая предоставляет ученикам возможность развивать свои интересы, таланты и навыки, выходя за рамки учебной программы. Она является плодородной почвой для формирования функциональной грамотности, позволяя применять знания в реальных условиях и развивать ключевые компетенции. Формирование функциональной грамотности – это комплексный процесс, который требует использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие учеников как самостоятельных и критически мыслящих личностей.

Темочки:

Внеурочная деятельность "Я - ты - он - она - вместе целая страна" направлена на формирование у детей чувства принадлежности к единому обществу, понимания своей роли в нем и ответственности за свою страну. Внеурочная деятельность "Я - гражданин России" играет важную роль в формировании личности ребенка, прививая ему ценности гражданственности, патриотизма и ответственности. Однако, простое знание фактов о России недостаточно, помимо теоретических знаний о правах и обязанностях гражданина, важно развивать функциональную грамотность, позволяющую применять эти знания на практике.

Понятие функциональной грамотности:

Функциональная грамотность - это способность человека использовать знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. В контексте внеурочной деятельности "Я - гражданин России" это означает не просто знание законов и правил, но и умение:

- Анализировать информацию: критически оценивать информацию из разных источников, выявлять факты и мнения, отличать правду от лжи.

- Решать проблемы: находить решения в различных ситуациях, используя логику, креативность и навыки сотрудничества.

- Общаться эффективно: выражать свои мысли и идеи, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других.

- Действовать ответственно: принимать решения, нести ответственность за свои поступки, участвовать в общественной жизни.

На занятиях по внеурочной деятельности в пятом классе «Я - гражданин России» и «Я - ты - он - она - вместе целая страна» я применяю следующие методы: ролевые и дидактические игры, квесты, викторины, дискуссии, творческие задания, чтобы вовлечь детей в активное участие в процессе обучения. Реальные жизненные ситуации: привязка изучаемого материала к реальным событиям, проблемам и ситуациям, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Развитие критического мышления: поощрение детей к анализу информации, выражению собственного мнения, аргументации своей точки зрения. Сотрудничество: организация групповых работ, чтобы дети учились работать в команде, учитывать мнение других, решать задачи совместно.

Примеры практических заданий:

Например, игра «Собери пазл страны». Дети собирают пазл, изображающий карту России, обсуждая, какие регионы входят в состав России, какие особенности у каждого региона, какие города там находятся, основные достопримечательности, особенности природы. С помощью этой игры дети узнают о регионах России, их местоположении, особенностях, учатся решать задачи, находить правильные решения, работать в команде, общаться друг с другом. Также, подобная игра «Собери герб России» - дети собирают пазл герба и рассказывают, что символизируют отдельные элементы герба. «Угадай народ по описанию» - это отличная игра, которая помогает детям узнать больше о многонациональной культуре нашей страны! На карточках - описание обычаев, традиций, национальных костюмов, блюд, ремесел разных народов России. Дети по очереди отгадывают описание с карточки и рисуют то, что упоминается в описании (предметы, связанные с традициями и обычаями: головной убор, блюдо, растение, животное, посуда, игрушки и т. д.) Задание «Найди неофициальный символ»: перед детьми лежат картинки с изображением разных предметов, в том числе неофициальных символов России, дети должны найти на картинках неофициальные символы России и объяснить, почему они считаются символами. После чего дети должны написать сочинение или нарисовать рисунок на тему "Мой любимый неофициальный символ России". Задания о неофициальных символах России помогают детям лучше понять богатство и разнообразие русской культуры, а также развивать их творческие способности и любознательность.

Все эти игры и задания - это не только веселое занятие, но и отличный способ развивать у детей все виды функциональной грамотности, которые помогут им стать активными гражданами своей страны.

Заключение:

Развитие функциональной грамотности на внеурочных занятиях «Я - гражданин России» и «Я - ты - он - она - вместе целая страна» - это не просто передача знаний, а формирование активной гражданской позиции, способности применять знания на практике и вносить свой вклад в развитие общества. Важно помнить, что гражданин - это не пассивный наблюдатель, а активный участник жизни общества.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по внеурочной деятельности по лепке в 1 классе «Любимые сказки»Фотоотчёт по внеурочной деятельности по лепке в 1 классе «Любимые сказки» Внеурочна деятельность (далее ВД) в ГПД (группа продлённого дня) в начальной школе (1 класс) на тему "Любимые сказки". В начале занятия.

Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики»Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики» 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» впервые стартовал космический корабль, пилотируемый человеком. Длительность орбитального полета.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Функциональная грамотность на занятиях по внеурочной деятельности
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 16:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Функциональная грамотность на занятиях по внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степаненко (УИ 320827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД