Получи документы

Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ

Оксана Николаевна Полежаева
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.

Публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, мы наметили следующие цель:

повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;

привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;

предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;

показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;

воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей работе используем ведущим видом деятельности является игра. Для разработки технологии формирования семейных ценностей мы используем : психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.

Для разработки структуры занятия способствующего решению проблемы формирования семейных ценностей мы взяли за основу структуру креативного занятия НФТМ –ТРИЗ М. М. Зиновкиной.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ, в течение двух лет реализованы следующие мероприятия:

1. Семейные художественно – творческие проекты:

1.1. «Герб семьи»

1.2. «Генеалогическое древо семьи»

1.3. «Самый счастливый день нашей семьи»

1.4. «Мой ребёнок с самых пелёнок»

1.5. «Маленькие открытия в моей большой семье»

2. Выставки семейного творчества :

2.1. «Моя мама – рукодельница»

2.2. «Папа может всё что угодно…»

2.3. «Чудеса для детей из ненужных вещей»

3. Мини – выставки семейных реликвий :

3.1. «Еще идут старинные часы»

3.2. «Елочные игрушки наших мам и пап»

3.3. «Тайны старого чердака»

4. Фотоколлажи:

4.1. «Моя семья – будни и праздники»

4.2. «Родные, близкие, любимые…»

4.3. «Здоровый ребенок в здоровой семье»

5. Презентации:

5.1. «Полезное блюдо моей семьи»

5.2. «Профессии моей семьи»

5.3. «Как мы летом отдыхали»

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

Список литературы

Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.

Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80

Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.

Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2007. – 265с.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL : https://e-koncept.ru/2013/53572.htm - ISSN 2304-120X.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Групповой марафон семейных газет «75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» для родителей дошкольниковГрупповой марафон семейных газет «75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» для родителей дошкольников Уважаемые родители, к наступающему событию, которое с нетерпением ожидает вся наша страна, в нашей группе для родителей воспитанников младшего.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 23:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Николаевна Полежаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД