галина кочева
Анималотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Анималотерапия- вид терапии использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а так же настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее имеет давнюю историю. Так в еще только формирующимся первобытном обществе, вера в могущество животного тотема заставила людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировать общение и являлось одним из источником благополучия и покоя. Священные амулеты помещали на теле, как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность, после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной – все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Публикация «Анималотерапия» размещена в разделах
Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования: страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества, снимало психологическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себя, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку.
Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно – следственных связей. Коррекционную работу с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно проводить с помощью метода анималотерапии.
Анималотерапия – метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально – личностных проблем у детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.
Н. Л. Кряжевой, З. Л. Рыжково разработана программа по анималотерапии «Ребята и зверята», направленная на коррекцию эмоционально – личностных проблем у детей 3 – 10 лет. В ней представлены практические материалы по диагностированию и коррекции данной проблемы.
Основные формы и методы анималотерапии :
игры;
упражнения, направленные на релаксацию;
упражнения - дискуссии;
сказки, рассказы о животных, их взаимоотношениях, повадках, занятиях с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;
наблюдение за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.
Использование анималотерапии положительно влияет на дошкольников: дети становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации.
Мы в своей группе широко используем основные формы и методы такие как: игры и упражнения (Зайка, Мыши водят хоровод, Лохматый пес и т. д.); сказки, рассказы о животных (Репка, Теремок, Три медведя, Маша и медведь и т. д.). Занятия с использованием образов животных (используем символы животных в виде образов, игрушек, рисунков.) Игрушки и картинки используем не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и во время других режимных моментах. А так же и в сводном доступе детей. Из личных наблюдений могу сделать выводы, что дети легче идут на контакт, когда используешь в работе образы животных. Есть дети неохотно идущие на близкий контакт, но стоит им взять в руки игрушку животного, а взрослому проявить заинтересованность этим животным и ребенок открывается, сам идет на контакт с собеседником. И в нашей группе есть такие дети, и эти знания помогают нам в общении с этими детьми.
Четвероногий Айболит (материал для родителей)
С одной стороны, педиатры и психологи уверены, что для развития ребенку просто необходимо иметь четвероногого друга. В медицине даже используется особый метод анималотерапии (то есть лечения с помощью животных, который открыл Нью – Йорский врач Левинсон. Однажды к нему на прием пришла мать с ребенком. В кабинете в этот момент случайно оказался любимый пес врача Джинглс. Целый час Левинсон наблюдал за игрой мальчика и собаки. «А можно мне прийти еще раз поиграть с Джинглсом?» - спросил ребенок в конце сеанса. Несколько следующих сеансов он провел, играя с псом и не обращая особого внимания на врача. Но вскоре его доверие к собаке распространилось и на ее хозяина. Врач смог поговорить с ребенком, поставить верный диагноз и назначить соответствующее лечение. Вскоре Левинсон взял себе в помощники еще и кошку, а потом поместил в приемной аквариум с яркими тропическими рыбками.
В 1970 году Левинсон провел опрос среди детских психотерапевтов, разослав им специальные анкеты. Выяснилось, что из 150 ответивших ему врачей, по крайней мере, треть использует при лечении домашних животных. Самыми популярными помощниками оказались собаки, на втором месте – кошки. Некоторые специалисты предпочитали птиц и черепах. А один врач для этих целей использовал даже змей. Вскоре ученые пришли к выводу, что метод анималотерапии могут с успехом использовать не только психотерапевты. Например, наблюдение за аквариумными рыбками помогает при лечении нейродермитов. А заводить канареек и попугайчиков рекомендуют людям, страдающим от депрессий, испытывающим стресс или соблюдающим из – за болезни постельный режим. Хомяки, морские свинки, мыши и кролики снимают боль при болезнях суставов. Кошки помогают справиться с детской гиперактивностью и агрессией.
Собака – прекрасное средство от гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Четвероногий любимец приучает своего хозяина соблюдать распорядок дня и заставляет его больше времени проводить на свежем воздухе. Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно – сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца и сосудов. Игры с животными предупреждают срывы, возникающие в результате нервных напряжений и стрессов, а необходимость заботиться о беззащитном существе, учить ребенка ответственности, чуткости, способности сопереживать – гуманности.
Но все же, прежде чем покупать животное, тщательно обдумайте свое решение. Несмотря на многочисленные клятвенные обещания ребенка «взять на себя все – все заботы» по уходу за домашним питомцем, решать вопрос о приобретении последнего, равно как и все проблемы, связанные с его кормлением, выгулом и лечением (кстати, щенки и котята, как и все дети, часто болеют, придется, скорее всего, именно вам. Если вы не уверены, что хотите обзавестись еще одним членом семьи, если вы не готовы тратить деньги и время (и то, и другое в довольно большом количестве) на животного, если днем в вашем доме никого нет больше 5-6 часов, повремените с приобретением питомца. Также не стоит заводить животных, если у кого-то из членов семьи аллергия на шерсть. Чем пушистее пес или кот, тем более аллергена его шерсть. Хотя определенные породы собак (терьеры и шнауцеры) практически не линяют, но их нужно тримминговать (выщипывать вручную подшерсток). В этом случае шерсть не будет летать по всей квартире, и снижается риск аллергии.