Елена Дмитриева
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Что такое адаптация?
Адаптация - это процесс привыкания, приспособления к новым условиям жизни, к новой обстановке. Процесс адаптации у детей проходит в разных формах, кто-то быстрее привыкает и с радостью идёт в детский сад, для других детей адаптация проходит тяжело. Они долго не могут привыкнуть к новым условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий новые и непривычные для ребенка, к ним малышу приходится приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции у ребенка могут резко поменяться на многое: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием.
Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?
Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые, яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот тогда начинаются слезы.
Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не садится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой. На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше.
Постепенно ребенок привыкает, начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все-таки идет к ней.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия жизни – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное
состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском
саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.
Период адаптации имеет разную длительность:
- лёгкая - ребёнок приспосабливается около месяца;
- средняя - за 2 месяца;
- тяжёлая - за 3-4 месяца.
Многие родители начинают просить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в детском саду. Не нужно торопить события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам оставит ребенка на более длительный срок. Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.
Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к детскому саду.
Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в детском саду.
- Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в садик его будет водить папа или другой член семьи.
- Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
- В выходные дни соблюдайте такой же режим дня, как и в детском саду.
- Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он сможет уловить ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.
- Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не от случая к случаю. (Конечно, если ребенок не болен). Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.
- Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.
Для вас оформлены папки-передвижки, информационные стенды, в которых вы можете найти и прочитать любую интересующую информацию, режим дня, меню, расписание НОД, советы и рекомендации касающиеся адаптации, укрепления здоровья.
В нашей работе главное заинтересовать ребёнка новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить возникновение страха перед незнакомыми взрослыми и детьми. Всегда самое важное для нас воспитателей, когда самочувствие ребёнка и его эмоциональное состояние приходят в норму, ребёнок показывает своё доброжелательное отношение к воспитателю и другим детям. И это наш успех и совместное сотрудничество с вами, уважаемые родители. Но самое главное для успешной адаптации та среда, в которой малыши будут играть и общаться.