Папки-передвижки

Родительское собрание в средней группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Алина Сорокина
Родительское собрание в средней группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанная К. Ханнафорд, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции

От зачатия до 15 мес Стволовые структуры Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Речевое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

15 мес - 4,5 г Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления

7—9 лет Левое (логическое) полушарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук

8 лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование

9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом

12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов

16—21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей

21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь сочувствие) и тонких моторных навыков

Группы факторов влияющих на развитие речи :

• Биологические (нарушение слуха, наследственность, различные инфекции мозга и травмы);

• Социальные (обстановка в семье, волнения общества, различные внешние условия).

Что способствует правильному развитию речи ребенка?

• Умиротворенная обстановка в семье;

• Отсутствие криков (как на ребёнка, так и между взрослыми);

• Речь взрослых;

• Чуткое и заботливое отношение к ребёнку.

Существует четыре периода развития речи :

• Подготовительный или доречевой (от рождения до года);

Преддошкольный (от одного года до трех лет);

Дошкольный (от трех до семи лет);

• Школьный (от семи до семнадцати лет).

Первый этап развития речи

Это самый важный и сложнейший период. Начинается он с плача и крика малыша.

Это первая рефлекторная реакция маленького человечка на окружающий мир.

Примерно к двум месяцам жизни малыш начинает «гугукать» и повизгивать. Это будет проявляется при попытке взаимодействия взрослого с малышом.

К трём месяцам своей жизни появляется «гуление». Проще говоря, это звуки: «а-а-а», «гу-гу», «а-гу» и т. п.

К восьмому месяцу малыш начинает лепетать. Он начинает соотносить слоги с предметами или действиями («ма» — мама, «ба-ба» — бабушка, «би-би»- машинка). С помощью лепета кроха начинает чувствовать ритм речи и выражать эмоции, в том числе и гнев.

Ближе к году ребенок начинает произносить первые слова, в среднем, их около 20, а понимает малыш максимум до 50 слов.

У некоторых детишек доречевой период затягивается до двух лет, они понимают просьбы взрослых, но общаются только лепетом и жестам. Это не повод бить тревогу и бежать к врачам, обычно малыши отмалчиваются, а после догоняют или перегоняют тех, кто заговорил в возрасте около года. Если ребенок не заговорил к двум годам и не понимает просьб родителей, следует сходить на консультацию к логопеду.

Преддошкольный период

От полутора до трех лет малыш осваивает интонации, лучше произносит слова, пробует составлять односложные предложения, имеет словарный запас до 1000 слов, старается подражать взрослым.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок начинает объединять слова в короткие предложения, пока без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии в этот период дети сами начинают правильно употреблять грамматические основы.

В преддошкольном периоде активно формируется произношение гласных и согласных звуков. К двум годам в лексиконе ребенка появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Если малыш в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепета и не объединяет слова в предложения, это должно стать настораживающим симптомом для родителей и поводом для обращения к логопеду.

Дошкольный период

В возрасте трех — четырёх лет ребёнок знает до 2000 слов, умеет складывать распространённые предложения, использует прилагательные. В тот период обычно возникают трудности с произношением букв «л» и «р».

От четырёх до пяти лет дети находятся на пике любознательности, они задают кучу вопросов, их словарный запас составляет до 3000 слов. Малыши называют предметы и характеризуют их, умело пользуются интонацией, хорошо читают стихи, их речь становится четкой, её скорость постепенно развивается.

В возрасте от пяти до шести лет ребенок уже уверенно произносит шипящие и свистящие звуки, использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, даёт определения словам, склоняет их по падежам.

В возрасте от шести до семи лет ребёнок использует все части речи, употребляет названия дней недели и месяцев, его речь связная и понятная. Т. Б. Филичева, доктор Педагогических наук и профессор кафедры Логопедии, отмечает, что если в этот период ребёнок не склоняет слова по падежам (к примеру, использует фразы, вроде «с мама ходили в магазин», пропускает предлоги и союзы, то нужно отправить его к логопеду.

Школьный этап

В этот период жизни ребёнок совершенствует связную речь и формирует письменную. На данном этапе дети без особых усилий осваивают язык. В период до двенадцати лет ребёнок активно формирует речь и знакомится с письменной речью. В этот момент родители способны влиять на развитие речи ребенка. После 12 лет, а порой и раньше, подросток знакомится с ненормативной лексикой, обогащает речь словами-паразитами, пользуется сленгом и т. д.

Задержка речевого развития у ребенка

Задержку речевого развития ребенку обычно ставят в 2 года. Однако молодым родителям пугаться не стоит, в наше время наличие в словаре около 50-60 слов, включая лепет и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (мяч бах, папа ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но в таком случае необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. Задержка речи – временный диагноз, который снимают при дальнейшем отсутствии проблем. Чтобы избежать подобной задержки, родителям необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать ему истории и читать книжки, а не просить повторять слова за ними. Уменьшите просмотры телевизора и звуковой фон вокруг – ребенок из-за этого начинает больше слушать и меньше пытаться говорить. Обычно к 4-5 годам все проблемы с речью исправляются, если вовремя начать ими заниматься.

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовал процесс восприятия. Исходя из чего стимуляция высших психических функций (память, мышление, речь) ноотропными препаратами у детей с функционально незрелыми стволовыми структурами не имеет под собой нейропсихологического обоснования и приводит к нарушению регуляции нервной системы.

Заключение

Помогайте своему ребёнку, проявляйте терпение, читайте стихи и пойте песни малышу, учите с ним стихи, но желательно начать с трех лет, чтобы не вызвать отторжение у ребёнка, контактируйте с ним, удовлетворяйте его любопытство, поощряйте малыша маленькими подарочками, сюрпризами.

Существует психологический и календарный возраст.

Если идет отставание психологического возраста, который никак не корректируется специалистами, то невролог ставит диагноз ЗРР для детей до 4 лет и ЗПР – с 4 лет, в школьном возрасте – умственная отсталость.

Публикации по теме:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 09:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД