Любовь Зайцева
Методика и содержание проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Теремок»
Доклад на районное методическое объединение
Тема: «Методика и содержание проектной деятельности»
Выполнил: старший воспитатель
МБДОУ детский сад №1 «Теремок»
Зайцева Любовь Ивановна
р. п. Тонкино
2019
1 сл: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего доклада «Методика и содержание проектной деятельности».
Публикация «Методика и содержание проектной деятельности» размещена в разделах
2 сл: В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
3 сл: Основные требования к использованию проектной деятельности в ДОУ :
- использование конкретных методов (в зависимости от вида проекта, предусматривающих определенную последовательность действий
-определение проблемы, вытекающих из нее задач; - выдвижение гипотезы их решения, обсуждение этих методов;
-оформление конечных результатов; - анализ полученных данных; - подведение итогов, корректировка; - выводы.
4 сл: Проектная деятельность как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, тоесть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
5, 6 сл: Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Развитие познавательных способностей. Развитие творческого воображения. Развитие творческого мышления. Развитие коммуникативных навыков.
7 сл: Проекты классифицируются :
1. По количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
2. По содержанию :
Монопроекты (1 образовательная область). Но, несмотря на это работа предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные проекты (В такие проекты входит 2-е и более образовательных областей).
3. По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий);
- среднесрочные (от 1 месяца);
- долгосрочные проекты (на протяжении полугодия или даже целый год).
4. По доминирующему виду проектной деятельности :
8 сл: В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, отметим наиболее популярные.
Исследовательско – познавательный. Такие виды проектов полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие проекты - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах в форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).
Игровые проекты - участники (это, как правило, дети) принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот вид проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) проекты - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.).
Комбинированные (универсальные) проекты – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Рассмотрим этапы работы над проектом.
9 сл: ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап. Определение темы проекта. Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап. Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает всем участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта
10 сл: СТРУКТУРА ПРОЕКТА :
определяется тема проекта
планируется Цель (и).
затем вытекает ряд поставленных задач по реализации проекта.
определяется вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
определяются участники проекта, (возраст дошкольников).
проводится предварительная работа.
затем проводится работа с дошкольниками и родителями.
пополняется и оснащается предметно-развивающая среда.
проводится систематизация материалов, и подводится итог
ожидаемый результат
11 сл: Подведя итог, хочется отметить положительные моменты проектной деятельности в ДОУ. Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности, развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
12 сл: Благодарю за внимание!