Любовь Терещенко
Доклад на педсовет «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет
«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
Подготовила воспитатель Терещенко Любовь Валериевна
В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Доклад на педсовет „Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопам. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Задачи, которые стоят перед воспитателями, следующие:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения пальчиковых игр. Неоценима роль пальчиковых игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов пальчиковые игры способствуют ускорению развития речи.
Мы составили картотеку пальчиковых игр по темам, которую используем в разные режимные моменты: утром до завтрака, перед обедом, после полдника.
Формы работы
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Много интересной информации содержится в научной и учебно-методической литературе, в интернет ресурсах:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
Чтобы начать работу по данному направлению мы советуем педагогам:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Провести консультации для родителей и рассказать им о роли пальчиковых игр в развитии дошкольника.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.
1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;
б) Движения сопротивления: игра «хома-хомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».
4. Движения пальцев с предметами : карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.
6. Пальчиковые игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
8. Действия с толстыми нитками.
9. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.
10. Действия с мелкими предметами, игрушками.
11. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
Материалов по пальчиковым играм существует сегодня великое множество, вы сможете подобрать упражнения на любой возраст и любые возможности ребенка.
При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.
Для организации систематической работы в данном направлении мы работаем над проектом «Весёлые пальчики» (рассказ о проекте). (Приложение).
Также предлагаем вашему вниманию несколько игр для развития мелкой моторики рук у ребёнка. (Приложение).
Помимо пальчиковых игр вы можете предложить ребенку массу других приятных и полезных развлечений. Замечательно, если дети будут рисовать, когда им захочется, причем делать это можно как традиционно, то есть фломастерами и карандашами, так и пальчиковыми красками.
Мы представляем вам в помощь картинки из серии «Послушный карандаш».
(Приложение).
Вывод
Целенаправленный, систематический курс пальчиковых игр в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.
Список используемой литературы
https://festival.1september.ru/articles/598879/
https://www.coolreferat.com