Папки-передвижки

Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Альбина Данилкина
Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Как у взрослых, так и ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую порой неожиданную информацию. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Публикация «Доклад для выступления на педагогическом совете „Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность“» размещена в разделах

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

1. Быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий. Кроме того, незнакомые предметы вызывают у ребенка любознательность.

2. Объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

3. Противоречивость и конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Остановимся на описании некоторых объектов и материалов, которые должны быть в арсенале воспитателя и которые можно предложить малышам для экспериментирования.

Коробочка с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробка из-под духов. Особенно детям интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками –молниями или а крышкой на кнопочках; различные шкатулки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача воспитателя привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробку, извлечь «секрет», стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу.

Способ можно считать освоенным, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку, Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

Игрушки с сюрпризом. Сейчас в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш и т. д.) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.

Действуя с такими предметами, ребенок познает срытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений.

Тряпичные игрушки. для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, н-р различные по форме шарики, подушечки из тканей, различающихся по фактурой и цветом. Наполнителем служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль и т. д. Внутрь можно положить что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. п. Их можно сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Игры с красками. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Например:

-таинственные отпечатки (по предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Воспитатель предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать, что напоминает получившееся изображение.

-превращение воды (ложкой или маленькой баночкой воспитатель добавляет в каждый стакан немного разной краски; обращает внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, а в другом-желтой, добавляет еще краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее. Следующий этап-смешивание красок совместно с детьми.

Игры с водой. Они не только увлекательны, но и полезны дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Наливаем-выливаем. Такие игры учат сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный, на который нанесена отметка.

Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами (с металлом (ложкой, деревом, пластмассой, резиной, тканью, бумагой, губкой (поролоновой, резиновой).

Игры с песком (лепить и разрушать куличики из мокрого и сухого песка, закапывание и раскапывание игрушек, перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую, сооружение больших домов, башенок, заборчиков и т. д.)

Игры с бумагой. (игры с комочками-снежками, завертывание разных игрушек в бумагу, можно порвать на мелкие кусочки ненужную бумагу, лепка скульптур, складывание самолетиков, корабликов

Публикации по теме:

Формируем речевую и познавательную активность детей «Формируем речевую и познавательную активность детей» Воспитатель: Людмила Грачева Анализ литературы свидетельствует о том, что мало изучены.

Адаптация в детском микроклимате младших дошкольников. Отчет на педагогическом совете (24.11.2015)Тема пед совета:Значение и роль адаптационного периода в успешном развитии воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря.

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Конспект комплексно-тематической игры «Как козлята строили дом» (ранний возраст) Цель: познакомить с представителями природного мира – деревьями (елка, дуб, береза); продолжать закреплять умение различать и называть цвета;.

Сообщение на педагогическом совете «Игры экологической направленности, как одна из составляющих основы здорового ребёнка». Ребёнок – это целостный духовно-телесный организм-средоточник, посредник значимых для него природно и социально экологических связей. Цель.

Сообщение на педагогическом совете «Здоровый ребенок — здоровое общество» Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю свою презентацию на тему: Здоровый ребенок– здоровое общество. Своё сообщение я хочу начать.

Выступление на педагогическом совете «Обновление предметно-развивающей среды» Обновление предметно – развивающей среды. Организация жизни и воспитание. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей.

Выступление на педагогическом совете «К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом» Выступление на педагогическом совете «К ФГОС ДО: шаг за шагом».«Педагогическая площадка по вопросам реализации ФГОС ДО». Цель: Обеспечение.

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре» 1 слайд Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 15:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД