Альбина Данилкина
Доклад для выступления на педагогическом совете «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»
▼ Скачать + Заказать документы
Как у взрослых, так и ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую порой неожиданную информацию. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Публикация «Доклад для выступления на педагогическом совете „Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
1. Быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий. Кроме того, незнакомые предметы вызывают у ребенка любознательность.
2. Объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.
3. Противоречивость и конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.
Остановимся на описании некоторых объектов и материалов, которые должны быть в арсенале воспитателя и которые можно предложить малышам для экспериментирования.
Коробочка с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробка из-под духов. Особенно детям интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками –молниями или а крышкой на кнопочках; различные шкатулки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача воспитателя привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробку, извлечь «секрет», стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу.
Способ можно считать освоенным, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку, Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.
Игрушки с сюрпризом. Сейчас в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш и т. д.) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.
Действуя с такими предметами, ребенок познает срытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений.
Тряпичные игрушки. для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, н-р различные по форме шарики, подушечки из тканей, различающихся по фактурой и цветом. Наполнителем служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль и т. д. Внутрь можно положить что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. п. Их можно сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Игры с красками. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.
Например:
-таинственные отпечатки (по предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Воспитатель предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать, что напоминает получившееся изображение.
-превращение воды (ложкой или маленькой баночкой воспитатель добавляет в каждый стакан немного разной краски; обращает внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, а в другом-желтой, добавляет еще краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее. Следующий этап-смешивание красок совместно с детьми.
Игры с водой. Они не только увлекательны, но и полезны дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Наливаем-выливаем. Такие игры учат сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный, на который нанесена отметка.
Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами (с металлом (ложкой, деревом, пластмассой, резиной, тканью, бумагой, губкой (поролоновой, резиновой).
Игры с песком (лепить и разрушать куличики из мокрого и сухого песка, закапывание и раскапывание игрушек, перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую, сооружение больших домов, башенок, заборчиков и т. д.)
Игры с бумагой. (игры с комочками-снежками, завертывание разных игрушек в бумагу, можно порвать на мелкие кусочки ненужную бумагу, лепка скульптур, складывание самолетиков, корабликов