Ирина Витальевна
«Моя педагогическая концепция». Доклад на конкурс «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время- время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознание своего места в этом мире. Музыкальное искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несёт духовные ценности. Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Как приучить малышей думать? Эта задача решается в том случае, если обучение становится проблемным и содержит элементы самостоятельной исследовательской работы. Полноценное развитие ребёнка зависит от особенностей его восприятия. А восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребёнка. Всё вышесказанное и легло в основу моей педагогической концепции формирования эффективности восприятия классических произведений русских и зарубежных композиторов в процессе интегрированных мероприятий. Мною разработана программа по восприятию музыки, а также диагностика с критериями и оценками. Также разработан принцип активного и продуктивного слушания классической музыки, который основан на глубоком синтезе искусств, где для более чёткого понимания содержания каждого музыкального произведения используется несколько литературных эпизодов и несколько репродукций ИЗО.
Публикация «„Моя педагогическая концепция“, Доклад на конкурс „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дети в восторге от этой работы. Умение слушать и слышать, "видеть" музыку, выразительно читать стихи, придумывать музыкальные сказки, рисовать музыку, высказывать своё мнение -всё это развивает творческую сторону личности ребёнка, вселяет в него уверенность в себе.
И живописные, и скульптурные произведения предлагаю в процессе совместной деятельности как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребёнка, стимулирует его образное мышление.
Реализация задач происходит через ряд образовательных областей. Связующим звеном выступает рассматриваемая в непосредственно образовательном процессе тема. Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду. Родители и педагоги ДОУ являются активными участниками образовательного процесса. Главное слагаемое для успеха реализации моей программы- вопросы к детям. При помощи этих вопросов я подвожу ребёнка к какому-либо выводу.
Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении. потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребёнок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Для стимуляции фантазии и творчества у детей в образовательном процессе использую такие задания и упражнения, как: " Определи, к какому портрету подходит эта музыка", " Придумай своё название картины", " Представь картину, слушая эту музыку", " Подбери знакомые стихи к картине".
Применяя в непосредственно образовательной деятельности исследовательские методы, убедилась. что каждый раз для ребёнка происходит целое событие, ведь процесс познания-не репродуктивная, а творческая деятельность. В детском саду мною были проведены тематические мероприятия, основанные на исследовательском методе: " Бумажный карнавал", " Осенние листья рассказывают", " История дедушки Грома", " Волшебница вода".
Формирование эффективности восприятия классической музыки осуществляю не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
В детском саду создана музыкальная предметно-развивающая среда, содержание которой ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер.
" Вершиной" развития творчества в ребёнке становится креативность- свободные творческие проявления ребёнка, направленные на создание принципиально нового, оригинального, умения импровизировать.
Таким образом, за счёт регулярной, систематически проводимой работы в течение нескольких лет дети владеют хорошим уровнем умений и знаний: без труда описывают своими словами картину, музыкальное произведение, творчески исполняют роли в спектаклях и пластических этюдах, участвуют в выставках детского творчества.
Педагогический эксперимент показал, что синтез искусств для развития ребёнка- эффективный метод формирования устойчивого интереса к миру прекрасного.
Диаграмма мониторинговых исследований свидетельствует о росте мотивации к музыкальному образованию.
Благодаря работе по программе удалось поднять процент качества усвоения материала с 60 до 90.