Мягкова Елена Андреевна
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другой.
Публикация «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Е. Мел и бурда считает, что «эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир».
На сегодняшний день вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным.
Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии : специально организованные музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с природой и т. д. Я считаю, что театрализованная деятельность как средство развития эмпатии дошкольников недооценивается. Необходимо изменить отношение к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на их развитие. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников весьма высоки, так как:
• театрализованная деятельность - это игровая деятельность, в которой ребенок должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей;
• клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций) в дошкольном возрасте является игровой образ эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;
• репродуктивность при подготовке детьми спектакля побуждает детей к активной работе : от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям;
• театрализованная деятельность ребенка- это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, продолжается в пробах себя в избранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию.
Организуя театрализованную деятельность детей, я использую такие методы и приемы:
• беседы с детьми по прочитанным художественным произведениям с анализом ситуаций;
• внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок дошкольников;
• подбор фотографий, иллюстраций литературных и сказочных персонажей с целью совместного оформления книги добрых поступков;
• драматизации с объединением детей в ролевые творческие группы;
• игры - этюды на основе сюжетов художественной литературы;
• фантазирование;
• проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения;
• организация игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций у других людей;
• организация игр и упражнений, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования доброжелательного отношения к людям;
Перечисленные методы и приемы позволяют решать мне следующие задачи:
• формирование представления об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать;
• создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций;
• развитие у детей выразительности интонации, мимики, движений;
• развитие навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей;
• формирование доброжелательного отношения друг к другу.
К сожалению, в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости родители пускают развитие коммуникативной культуры своих детей на самотек. Дети больше времени проводят за компьютером, возле телевизора, чем в живом окружении. Театрализованная деятельность позволяет тесно сотрудничать с родителями, привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях. Родители нашей группы оказывают помощь в изготовлении костюмов, декораций, участвуют в детских постановках в качестве актеров-исполнителей. Я уделяю большое внимание информационному обеспечению нашей работы: помещаю в родительский уголок информацию о семейных традициях устройства домашнего театра, об организации игр эмпатийного содержания, оформляю фото-выставки «Мы - артисты», организую выставки продуктивной деятельности детей по впечатлениям от театральных постановок (рисунки, аппликации).
В процессе подготовки драматизации или спектакля я стараюсь создать творческую атмосферу, обстановку свободы и раскованности, побуждаю детей фантазировать, видоизменять, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Ребятам очень нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей, разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм особенно тогда, когда это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс захватывает детей сильнее, чем результат. Игровая ситуация, проживание в роли, возможность проявить себя - все это привлекает их внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта. Чтобы развить у детей умение проявлять себя эмоционально и непосредственно, я использую игры и упражнения, подобранные Н. В. Клюевой, Ю. В. Филипповой, способствующие развитию основных умений общаться.
Организация таких игр, как: «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Найди мяч» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике. Игра «Волшебный мешок» учит детей распознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций. Такие игры, как: «Биография по фото», «Бюро находок», «Проигрывание ситуаций» способствуют развитию сплоченности группы, организации совместных действий, развивают чувство общности и способствуют установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение друг к другу.
Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. Для показа младшим детям, сверстникам, родителям мы уже подготовили музыкальную сказку «Гуси-лебеди», драматизацию «Муха-цокотуха» по мотивам стихотворения К. Чуковского, музыкальную игру-сказку «Лесная прогулка» Т. А. Куликовской. Чтобы подготовка к таким. продолжительным постановкам не превращалась в процесс бесконечных изматывающих репетиций, а являлась для самих детей радостным событием, работу необходимо вести поэтапно. Для этого я на протяжении всего года в свободное время рассказываю детям о театре, о театральных профессиях, беседую с детьми об эмпатийном поведении героев будущего спектакля, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках, использую разного рода обыгрывания (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов). После того как дети переиграли разные роли в будущей постановке, я предлагаю им утвердить состав выступающих. В этом возрасте дети уже способны адекватно оценить игру сверстников и учесть личностные качества претендентов на ту или иную роль (подходящая внешность, выразительность проявления, уверенность в себе, чувство товарищества). Если кому-то из детей не досталось роли, я предлагаю детям самим решить, как они будут принимать участие в спектакле (введение дополнительных ролей, изготовление декораций, массовка).
Во время репетиций дети анализируют игру своих сверстников-актеров, делают замечания, показывают, как, по их мнению, надо играть. Это позволяет формировать у них представления о формах эмпатийного поведения, а также обогащает их личный эмпатийный опыт, так как игровой образ требует от детей не только внешнего перевоплощения, но и глубокого вхождения в содержание роли.
Непосредственно перед показом спектакля дети под моим руководством коллективно рисуют афишу, придумывают оформление пригласительных билетов. Во время показа спектакля я стараюсь поддержать детей, вселить уверенность в собственные силы, помогаю в случаях непредвиденных ситуаций.
Хорошей традицией в нашем дошкольном учреждении является совместное чаепитие после показа спектакля, где дети имеют возможность расслабиться, снять напряжение, поделиться впечатлениями друг с другом.
Я считаю, что такая поэтапная коллективная работа сближает детей, учит согласовывать свои действия, договариваться, а значит, способствует установлению доброжелательных отношений в группе. Участвуя в организованной таким образом театрализованной деятельности, дети учатся чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя, а это вызывает подражательность любимым героям, их поведению в реальной жизни.