павленко
Совершенствование психолого-педагогических условий реализации образовательной программы с учетом позиции воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Кроха»
(ГКУ «Детский дом «Кроха»)
ДОКЛАД к педагогическому совету НА ТЕМУ :
“Совершенствованиепсихолого-педагогических условий
реализации образовательной программы в аспекте поддержки субъектной позиции воспитанников”
Понимание основных психологических потребностей детей.
Темочки:
Техники и стратегии для создания доверительных отношений с детьми
Выполнили воспитатели :
Никитина Н. В. Павленко Н. Г.
«Понимание основных психологических потребностей детей. Техники и стратегии для создания доверительных отношений с детьми»
Потребности являются первоисточником психической активности ребенка. Ребёнок испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений.
Однако именно период младенчества, исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. Следовательно, на этом этапе онтогенетического развития совершенно необходимо рассмотреть те первые социально обусловленные потребности, которые впоследствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.
В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша.
Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2-х с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка
Можно выделить три основные, наиболее значимые потребности детей этого возраста, неудовлетворение которых на рассматриваемой стадии онтогенетического развития негативно влияет на последующую социальную адаптацию человека и влечет за собой порой разрушительные последствия:
Потребность в безопасности - это потребность ребенка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, ее упорядоченности, наличии определенных привычек и правил, в том числе и ограничений и т. п. В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребенка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще.
Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Только постоянный эмоциональный контакт между матерью и младенцем, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения тактильные ощущения -- ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у ребенка на раннем этапе развития и базальное доверие к жизни.
Аффилиативная потребность -- потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. При этом наиболее важную роль играет их аффективная связь. Можно сказать. что удовлетворение потребности в аффилитации у ребенка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще. В случае положительного формирования этого чувства социальный мир будет восприниматься малышом как безопасное, стабильное место, что и является главным условием дальнейшего развития здоровой личности
Задача близкого взрослого состоит в том, чтобы создать атмосферу любви и заботы.
Техники и стратегии для создания доверительных отношений с детьми младенческого возраста
Физический контакт. Берите ребёнка на руки, обнимайте, смотрите ему в глаза, улыбайтесь. Тактильные ощущения создают доверительные отношения и формируют привязанность.
Разговор. Общайтесь с малышом, рассказывайте истории, читайте книги и пойте песни. Каждое слово, которое слышит ребёнок, способствует развитию речи и укрепляет отношения.
Зрительный контакт. Он показывает ребёнку, что взрослый готов воспринимать сигналы, которые подаёт ему малыш.
Своевременный отклик. Откликайтесь на призывы ребёнка о том, что ему требуется помощь или утешение. Это даёт малышу переживание надёжности.
Поддержка распорядка дня. Выработайте режим сна и бодрствования, режим питания и совместного времяпрепровождения, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
Адаптация к особенностям ребёнка. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален и может откликаться на общение по-своему. Подбирайте способ, который лучше всего подходит именно для него.