Елена Малышева
Доклад к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении»
МКДОУ детский сад № 1 «Солнышко» общеразвивающего вида расположился в живописной сельской местности, в казачьей станице под названием - Змейская и был открыт в далёком 1961 году.
Красивая природа: поля, степи, лес, река, которая протекает через всю станицу – всё это окружает наш детский сад. Наш детский сад «Солнышко»является не только учреждением, реализующим образовательные услуги и осуществляющим процессы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но также является и культурно-развивающим очагом в станице для детей дошкольного возраста.
Публикация «Доклад к конференции „Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ“» размещена в разделах
Механизм управления содержания и организации образовательного процесса в свете ФГОС и управление качеством образовательного процесса в первую очередь зависит от типа и вида образовательного учреждения. Вид действующего образовательного учреждения, в данном случае, является детским садом общеразвивающего вида. Закономерности учебно-воспитательного процесса лежат в основе Устава ДОУ В своей работе руководствуюсь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года, СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", Уставом МКДОУ детский сад №1 «Солнышко» общеразвивающего вида.
Наше образовательное учреждение МКДОУ детский сад №1 «Солнышко» реализует образовательную программу «Детский 2100» и на её основе педагогическим коллективом разработана Основная образовательная программа с использование парциальных специализированных программ по линиям развитии
«Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева и Н. Н. Авдеева;
«Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаева;
«Мой край – моя Святыня» под редакцией Л. А. Бобылёва и А. В. Султанова;
«Зелёный огонёк здоровья» под редакцией М. Ю. Картушина;
«Светофор» под редакцией Т. И. Данилова;
«Социально-нравственное воспитание детей» под редакцией Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева и А. Г. Ахтян;
«Гармония» под редакцией К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко и Т. Г. Рубан;
«Музыкальные шедевры» под редакцией О. П. Радынова.
Образовательный процесс строится на основе Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Приоритетное направление ДОУ художественно-эстетическое развитие воспитанников
В основной образовательной программе ДОУ рассматриваются особые подходы к организации образовательного процесса.
Для создания системы планирования в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования (слайд)
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В Программе обосновывается подбор основных культурных видов деятельности и включены варианты развивающего содержания воспитания и обучения, фиксируются способы раскрытия их организации.
Все практики родственны игровой деятельности и составляют вместе с ним каркас образовательного процесса, смотри (слайд.)
Моя работа в детском саду - это вторая «половинка» моей жизни, дополнение к первой – моей семье. Есть замечательное выражение: «Счастливый человек - это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером - с радостью возвращается домой». Мои дети такие разные, но такие неповторимые – значат для меня больше, чем сухое слово «воспитанник», а их у меня 31.
20 мальчиков и 11 девочек.
В процессе работы обратила внимание, что дети часто отказываются послушать новую сказку, рассказ или стихотворение, невнимательно следят за развитием действия, не сопереживают героям произведения, а также часто возникают трудности, связанные с анализом смысла произведения. Если в других центрах дети играли, развивались, к центру книги у детей особого интереса не было (иногда брали книжку, листали, но интерес быстро пропадал) .Анализ анкетирования родителей выявил, что у всех детей дома есть книжки, книжные полки, но только 30% родителей читают детям книжку по инициативе ребенка, а остальные приобретают художественную литературу для самостоятельной деятельности детей (чтобы занять ребенка) .
Таким образом, проанализировав, данные затруднения определила для себя, что необходимо целенаправленно, комплексно и системно заниматься вопросами приобщения дошкольников к художественной литературе. Целью моей деятельности стало формирование интереса и потребности ребенка в чтение художественной литературы через использования инновационных технологий.
Мне стало понятным, что без внедрения новых идей и технологий в образовательное пространство детского сада, невозможно изменить его стиль работы с детьми и систему процесса всех видов деятельности. Причины нововведений в образовательное пространство ДОУ для меня были различны. Основной, одной из которой я придерживаюсь – моё стремление повысить качество работы, сделать её более разнообразной для детей дошкольного возраста. А ведь внедрение инноваций ведёт к обновлению педагогической деятельности, которая приобретает инновационный характер.
Ввести в образовательное пространство группы современные программы и инновационных технологий для меня, как педагога, было нелегко. Необходимостью стало выявить творческую индивидуальность каждого ребёнка, помочь её раскрытию и найти этому применение в образовательном процессе.
А так как наш д\с работает в инновационном режиме и приоритетным направлением его является художественно эстетическое то
Организация длительного чтения художественной литературы в режиме дня является регулярным, три раза в день. Регулярное чтение детям художественной литературы вошло в привычку группы. Время для чтения одно и то же, оно распределено в распорядке дня. Время и длительность, отведённое для чтения детям художественной литературы, определено в программном разделе Основной образовательной программы ДОУ «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении».
Современные образовательные технологии используемые в работе над длительным чтением художественной литературы
• Личностно - ориентированная технология
• Театрально -игровые технологии
• Технология моделирования
• Информационно-коммуникативные технологии
• Здоровьесберегающие технологии
ПРОБЛЕМА :. В формирование навыков связной речи, у детей с двуязычным общением. Дети не раскрепощаются, не формулируют свои творческие инициативы, не получают искомое. Не раскрывают индивидуально - личностный потенциал: ребенок не выражает свои эмоции.
Свою работу я начала по создания предметно пространственной среды, привлекая родителей и детей.
Начали с пополнения центра «Книжкин дом», в котором пространство поделила на несколько секторов: «Необычные книги», где представлены музыкальные книги, книги-игрушки;
«Родной уголок» «Книжки-малышки» книги из дома, которые принесли дети.
Нельзя не заметить, что красочно оформленный центр «Книжкин дом» привлекает интерес и внимание детей и мотивирует воспитанников на активные действия в свободной самостоятельной деятельности
Заинтересовать детей и привить любовь к книге нам помогло изготовление методических пособий – лэпбук, который изготовляют совместно взрослый, дети, родители
Прочитав книгу я предлагала детям театрализованные игры для этого были изготовлены различные виды театров : настольный, варежковый, пальчиковый, театр на палочках, теневой.
В первую очередь я применила личностно ориентированную технологию Личностно-ориентированные идеи у нас ставят в центр всей образовательной системы. Личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, обеспечение комфортных, и безопасных условий развития. Где упражнения предлагались по способностям, а время выполнении индивидуально.
«Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций» А. В. Запорожиц
Одним из направлений становления и развития длительного чтения детей и коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.
Используя театрально – игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности.
Новизна моего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.
Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения.
Игра не только развлечение – но и способ закрепления полученных знаний
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрально игровые технологии помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются
Технология моделирования Моделирование как вид знаково-символической деятельности. Ознакомившись с произведением дети символически изображают героев, демонстрируя собственное восприятие их описания, строят модели мест событий и взаимодействуют с ними в соответствии с сюжетом или вопреки ему, экспериментируя.
Во время этой деятельности Между мною и ребёнком создаётся диалогическая технология, она является новым инструментом в моей работе. Конечно, данный подход вначале более комфортен для ребёнка, чем для педагога, но, научившись пользоваться этим инструментом как показала практика, я стараюсь быть застрахованной от неожиданностей детских ответов.
В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии, С детьми во время ННОД в соответствии с СанПиН Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Поэтому в своей работе я применяю здоровьесберегающие технологии.
Главным направлением инновационной деятельности ДОУ является реализация приоритетного направления в художественно-эстетической направленности. Специализированная программа М. Ю. Новицкой «Наследие» направлена на развитие у детей исторически сложившихся традиций и культуры русского и осетинского народа. В связи с этим ведется кружковая работа под названием «Золотые россыпи России».
Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Проблема: информировать родителей о важности чтения художественных книг в развитии ребенка. Проблема семейного чтения.
Принципы взаимодействия:
1. Индивидуальный подход
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
3. Сотрудничество, а не наставничество
4. Динамичность форм и направлений работы с родителями
Круглый стол родительские собрания консультации групповые и индивидуальные
Участие родителей в литературных праздниках вечерах развлечениях викторинах организовывались Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени» (итоговое мероприятие по теме «М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени"») проводился фестиваль между группами с участием родителей «Театральная жемчужина»
После проведенной работы по итогам мониторинга с использованием инновационных технологий уровень знаний детей возрос с 20 % до 55%
Главным для меня является умение видеть будущее вверенных мне детей. Для меня – это целенаправленная социализация личности, введение дошкольников в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах их жизнедеятельности нашего пространства.