Елена Павлова
Доклад из опыта работы за 2011–2012 учебный год
▼ Скачать +Заказ
Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, в начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме, программе обучения и воспитания.
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.
Публикация «Доклад из опыта работы за 2011–2012 учебный год» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Одной из задач воспитания и обучения детей с моей точки зренияявлялось развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач: 1. расширение, обогащение и активизация словаря; 2. воспитание звуковой культуры речи; 3. формирование правильной разговорной речи; 4. развитие связной речи.
Анализируя свою деятельность по развитию речи, за прошедший учебный год, можно сделать некоторые выводы. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Некоторые занятия в первой младшей группе строились с использованием детского фольклора: песен, потешек. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития ребенка.
Применяла такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделялось большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используем различные методические и игровые приемы.
Следующей задачей речевого развития являлось воспитание звуковой культуры речи. И ее я пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использовала различные игры (следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять).Так же учитывала то, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание (использовала дыхательные упражнения).
И еще хочется отметить положительное влияние музыкальных занятий и театрализованных утренников на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных утренников в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.
В работе с дошкольниками я каждодневно убеждалась, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому, эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависело от того, как доносил его педагог.
К сожалению, применение всего вышеперечисленного на конец года не дало высоких показателей, так как у большинства детей группы, по моему мнению, отмечаются разного рода проблемы в развитии речи.
Что касается раздела «Формирование элементарных математических представлений», то здесь, как известно, не проводятся специальные занятия, а используются в течение года игры-занятия с использованием сенсорных эталонов (сравнение, подбор одинаковых, запоминание названий; основные цвета, геометрические формы, градации величин, которые являлись составной частью др. занятий (ознакомление с окружающим миром, конструировании, лепки и т. д.)было направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служило основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависело от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышал, видел, осязал окружающее.
Затем, когда появлялись более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходила более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинали самостоятельно пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Обучение по разделу «Формирование элементарных экологических представлений».Ведущую роль в экологическом воспитании детей играло формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, являлся стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе шло от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Но в большинстве случаев дети не могут объяснить интересующие их явления природы, а поэтому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Доступным средствами формирования интереса дошкольников к природе являлись прогулки на природе; наблюдения; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг о природе; проведение плановых и ситуационных бесед (занятий) о природе и бережном отношении к ней. На прогулках обращала внимание, что колорит каждого времени года разный.
Поощряла самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения. Среди методов использовала индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывала его индивидуальные и возрастные особенности.
Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляла в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений в каждом времени года.
Некоторые сложности в работе возникали с разделом «Ребенок и окружающий мир», а т. к. многие дети не разговаривают (пользуются жестами) и поэтому не получалось добиться достаточно ответов на задаваемые по теме вопросы, приходилось использовать приходилось использовать большое количество наглядного материала.
Наиболее легко детям давались темы, связанные с д/с, предметами быта, семьей, транспортом, миром животных.
В процессе рисования, конструированияу дошкольников развивались наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием, конструированием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
В процессе рисования большинство детей научились правильно держать карандаш, кисточки (отмечаются некоторые проблемы у детей с нарушением речи). Что касается конструирования, то здесь можно сказать, что этот вид деятельности вызывает у детей наибольший интерес. Малыши пытаются выкладывать постройки по образцу взрослого, а также конструировать самостоятельно, приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки, развивают ВПФ, развивают игровое общение и т. д.
Основной задачей по физическому воспитанию являлось формирование умения действовать совместно - на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. Все необходимые навыки, которые дети должны были приобрести к концу года, я старалась отображать в подвижных играх; включать отдельные навыки в составляемые мною в течении года открытые занятия.
Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста я строила на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.