Лариса Гунько
Экономическая игра как продукт современных условий жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы. Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью. Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников. В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит : ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются: – реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания; – организация развивающей предметно-пространственной среды; – целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников. В нашей практике мы пользуемся сборником «Играем вместе» Л. Стахович, Е. Семенкова, Л. Рыжановская. Он содержит описание игровых занятий, направленных на формирование азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Например, игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности». Его цель: формировать у дошкольников представление о том, что трудиться - значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, домашних питомцев и пр. ; любой труд – это хорошо. В игровом занятии – обсуждении «Вот так заработали!» целью является вводить в активный словарь дошкольников слово заработать, формировать умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развивать у детей смекалку, обогащать их жизненный опыт. Игра – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар» преследует цель формировать у детей представление о том, что в результате труда создаются продукты труда, которые могут быть использованы как для собственных нужд, так и для продажи другим людям. Ролевая игра «Нарисуем деньги для нашей группы». Ее цель – формировать у детей представление о том, где и как изготавливаются деньги. Очень интересное игровое занятие – обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь» формирует представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие. Игра «Где что купить?» В ней формируется представление о том, где следует покупать нужные товары, развивается навык разумных трат, жизни по средствам. В игре «Дорого – дешево, выгодно – невыгодно» формируются навыки осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений. В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие). Так же в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников применяется лэпбук «Юные экономисты». Здесь есть история возникновения денег с рисунками; книги с элементами экономики; раскраски по теме; деловая игра «Семейный бюджет»; дидактическая игра «Что можно и нельзя купить»; игра «Профессии»; образцы денежных знаков разных стран. Все это в комплексе дает детям базовые знания в области финансов, умения правильно обращаться с ними, высказывать своем мнение. Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др., проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д., привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры). Итак, в ходе организации занятий, бесед, игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольники получают необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др., у них формируется экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др., воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).