Филатова Анна
Роль родителей в познавательном развитии детей в условиях ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
«Роль родителей в познавательном развитии детей в условиях ДО
У»
[/b]
Воспитатель: Филатова Анна Юрьевна
г. Данков.
2019 г
«Роль родителей в познавательном развитии детей в условиях ДОУ»
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.
Актуальностью данной проблемы является создание в ДОУ условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном взаимодействии с родителями.
(1. Слайд)
Цель работы – рассмотрение особенностей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.
(2. Слайд)
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, но если в ясельных и младших возрастных группах роль родителей сводится к тому, чтобы способствовать психическому и личностному росту ребенка, умении помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, развивать у ребенка навыки социального поведения и самостоятельности, то в средних и старших возрастных группах необходимо активно привлекать родителей к участию в педагогическом процессе.
(3. Слайд)
В средних группах ДОУ привлекаем родителей к участию в тематических утренниках и спортивных мероприятиях т. к. «Папа, мама, я спортивная семья», «День защитника Отечества» и др.
(4. Слайд)
В старших возрастных группах родители считаются не только источником информации для детей, но и оказывают реальную помощь, принимают активное участия в проектах, акциях, конкурсах, что положительно сказывается на развитии личности ребёнка, его познавательных и творческих способностях. Работа, педагог - дети-родители приводит к улучшению работы по взаимодействию с родителями, к активизации роли родителей как участников педагогического процесса.
С появлением ФГОС ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей, она переходит в русло взаимодействия и сотрудничества.
Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.
Интерактивные нетрадиционные формы работы с родителями
1. Совместная с Обществом слепых социальная акция «Белая трость»
«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию»
«Они видят мир сердцем» - так говорят о незрячих людях. Любой ребенок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви вне зависимости от своих физических особенностей.
Для формирования основных навыков толерантности у дошкольников с родительницей Калмыковой Н. М. (специалист Общества слепых) было проведено мероприятие, посвященное международному Дню слепого человека. Надежда Михайловна рассказала детям, как трудно слепому человеку ориентироваться в шумном городе, донесла до сознания детей, что незрячие люди нуждаются в помощи и сострадании, показала ребятам предметы быта, которые облегчают жизнь слепого человека, показала белые трости и объяснила для чего они нужны, а также показала ребята книги Брайля для чтения руками, дети не только слушали рассказ Надежды Михайловны, но и сами смогли все попробовать и ощутить на собственном опыте.
Воспитатели провели с детьми игру «Слепой поводырь», в которой ребята на собственном опыте, почувствовали, каково это, когда ничего не видишь и как трудно двигаться без помощи.
Татьяна Федоровна подготовила для детей игру «Легко ли быть слепым», где ребята с завязанными глазами выполняли разнообразные действия с песком и глиной.
2.«Родитель – ты же тоже водитель», совместно с ГДК, ГИБДД
Акция в ГДК «Дети должны жить!», посвящённая Всемирному Дню памяти жертв ДТП.
Цель мероприятия: привлечь внимание родителей к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения смертности и травматизма на дорогах города.
В акции приняли участие воспитанники подготовительной группы №1 детского сада №2 «Ромашка» и их родители.
Инспектор ДПС старший лейтенант В. Ю. Евсюков говорил о том, что надо сделать всё от нас зависящее, чтобы трагедий на дорогах стало как можно меньше. В течение акции звучали стихи-призывы к соблюдению правил дорожного движения, чтобы снизить случаи детского травматизма и гибели детей на дорогах. Память погибших в ДТП детей почтили минутой молчания.
Закрепить знания ПДД юные участники акции и их родители смогли, выполнив конкурсные задания на знание правил дорожного движения. В итоге акции участники были награждены «медалями» и сладкими призам.
3. Познавательный досуг «Дела давно минувших дней, приданья старины глубокой» Мероприятие проведено с совместно районной организаций Клуб молодых семей «Семейных очаг» и районной детской библиотекой. Мероприятие направленное на познавательное развитие и формирование нравственно – патриотического воспитания, в котором дети с помощью родителей в игровой форме узнали об истории нашей Родины и нашего родного города Данкова.
4. Мастер – класс «Кукла – Веснянка» от родительницы Андреевой Татьяны, на этом занятии было задействовано как познавательное развитие, так и продуктивная деятельность.
При проведении родительского мастер – класса необходимо четко проговаривать и ставить цели и задачи, которые будет реализованы на этом мастер – классе, проговорить с родителям как будет проводиться мастер – класс, нужна ли будет наша помощь со стороны воспитателей в его подготовке или проведении. Просить родителей проводить инструктаж по технике безопасности если предполагается работа с ножницами или со строительным инструментом. Желательно, чтоб мастер класс, проводился в рамках какого- то проекта или был привязан к теме недели и продукт получившийся на выходе. получил дальнейшую реализацию, был как - то использован.
Мастер – классы «Скворечник», «Столовая – кормушка» от родителя Шустикова Константина.
В рамках тем зимующие и перелетные птицы и с целью реализации проектов Шустиков Константин провел два мастер – класса для детей.
Мастер – класс «Русский быт» родительница Сграбилова Екатерина.
5. Экскурсия + мастер –класс «Швейное ателье»
В роли экскурсовода выступила родительница Золотых Наталья Николаевна, которая провела экскурсию и подробно рассказала, и показала детям многообразие швейных машин, выполняющих различные функции: оверлог, зигзаг, петельная, скорняжья. Дети с интересом наблюдали, как работают на швейной машинке, что для этого необходимо и каков результат, не только всё посмотрели, но и потрогали различные кусочки ткани, называя при этом виды ткани (трикотажная, шёлковая, шерстяная и т. д).
На память детям подарили кусочки тканей для игры в "Ателье". Интерес у ребят был на протяжении всей экскурсии.
Состоялся мастер-класс для детей, который провела родительница Золотых Наталья Николаевна.
В начале мастер класса Золотых Артем, рассказал ребятам, о том что его мама работает швеей, чем она занимается на производстве и что входит в ее обязанности.
Наталья Николаевна рассказа ребятам о тканях, с которыми они будут работать, провела инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, научила ребят делать выкройки по лекалу, работать с настоящими швейными ножницами.
Дошкольники выкраивали юбки – «солнце клеш» и рубашки для кукол.
В конце мастер – класса наши девочки устроили настоящий показ мод!
Дети узнали много нового и получили массу положительных эмоций и впечатлений.
6. Геокешинг «Путешествие в зимний лес».
Туристическая игра – путешествие с применением карты.
Цель: развешивание кормушек для подкормки птиц в зимние время.
(правила поведения в лесу, научились разжигать костер без спичек, добывать воду, правила оказания первой медицинской помощи, готовить пищу на костре)
7. Экологическая акция (трудовой десант) «Чистим лес».
Цель: вовлечение детей и родителей в социально значимую трудовую деятельность, пропаганда здорового образа жизни, улучшение экологической обстановки территории. (правила поведения в лесу, техника безопасности)
8. Исследовательский проект «Родники России».
Планируемая акция совместно с родителями, по очистке родника. планируется также провести исследовательскую работу по теме «Вода в разное время года», с целью создания индивидуальных проектов детей.
Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях, умение доводить начатое дело до конца.
Также проводились родительское собрание, мероприятия, конкурсы и праздники, которые укрепили детско-родительские отношения, т. к. у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов семьи принимает участие в жизни детского сада. Это сильно стимулирует стремление детей к достижению успеха. Все способы взаимодействия с родителями формируют целостный устойчивый познавательный интерес.