Людмила Рузанова
Опыт работы «Приобщение дошкольников к культуре чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к культуре чтения
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к культуре чтения“» размещена в разделах
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и воспитатели дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решают воспитатели нашего ДОУ.
В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. При оформлении книжного уголка в младшей группе, помещаем туда книжки с картонными, плотными страничками, в твердом переплете. Когда детки научатся пользоваться этими «книжками», вносим в уголок первые настоящие книги. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных «Программой в ДОУ». Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек, разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. Дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки. В старшем возрасте детей учим понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира, начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «Хороший-плохой». Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей. Нравятся детям экскурсии в городскую библиотеку. Воспитатель обращает их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.
Важными условиями формирования будущего читателя в настоящее время является сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников. В последнее время, особый интерес вызвали виртуальные экскурсии в сообществе «Мордовская республиканская детская библиотека» в Контакте (социальная сеть, мы с детьми активно участвуем в фоточелленджах, вернисажах, онлайн-выставках, акциях «Читаем вслух», просмотрах видеопрезентаций, подготовленных работниками библиотеки к памятным датам поэтов и писателей, праздникам. Кроме этого на протяжении нескольких лет сотрудничаем с журналом «Родничок», где публикуют стихи и рассказы воспитателей и воспитанников, рисунки детей.
Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, онлайн-выставки, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.
Список использованной литературы:
1. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Санникова Л. Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2016.–N4-3.–С. 38-41.
2. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения к чтению. –М. : Изд. Центр «Академия, 2004.-С. 165-179
3. Сомкова О. Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования// Детский сад: теория и практика. –2013. –N6.–С. 14-24.