Татьяна Щербань
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Если ребенок родился и рос -
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет».
Публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Это стихотворение как нельзя лучше отражает все направления работы нашего Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли –сад комбинированного вида «Огонек». Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ! Что же означает духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс, в котором детям передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение и поступки человека. Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнкак возвышенному, святому и доброму.
Известный педагог и психолог Ш. А. Амонашвилиписал: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни».
Воспитательная система, разработанная коллективом педагогов детского сада «Огонек», определена как система духовно-нравственного воспитания личности и проходит через все виды организованной образовательной детской деятельности и включает:
- создание условий для личностного развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, гармоничного физического, интеллектуального, психического развития;
- создание духовной среды, предполагающей знакомство с основами и ценностями православной культуры, культурно-историческим наследием русского народа;
- организация развивающей среды, которая способствует развитию познавательной инициативы ребенка;
- сотрудничество с родителями, повышение их педагогической и правовой культуры;
- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи;
- взаимодействие с различными социально-культурными институтами;
- создание условий для повышения педагогического мастерства и личностного развития сотрудников детского сада.
В. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствуют красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается РОДИНА». Так должно и быть!
Работа по духовно-нравственному воспитанию в нашем учреждении ведется по пяти направлениям:
-Духовно-образовательное;
-Воспитательно-оздоровительное;
-Культурно-познавательное;
-Нравственно-трудовое;
-Работа с семьей.
И включает в себя:
- познавательную деятельность: чтение исторической и художественной литературы, сказок; посещение краеведческого музея; познавательные беседы; работа с народным календарем, экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Систематическая работа по воспитанию духовно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии, выставки. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее, чем повествовательное. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты. Целевые экскурсии к памятникам «Погибших шахтеров», стеле «Скорбящая мать» и аллеи Славы, на почту, аптеку и пожарную часть города, встречи с администрацией города Артемовска помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города, о чистоте на наших улицах. В ходе бесед детям рассказывается о славных полководцах прославивших Россию с древних времен до нашего времени, русских богатырях. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Стало традицией проводить месячники по военно-патриотическому воспитанию ко Дню защитника Отечества и празднованию Дня Победы. Так, в рамках реализации долгосрочной патриотической акции «Память сердца», в память о том тяжелом времени и о той великой радости в День Победы, мы с воспитанниками шесть месяцев путешествовали по дорогам Памяти. Рассказывая о войне, ее лишениях и подвигах, мы увидели неподдельное сочувствие и переживание в глазах детворы. Да, они еще дети, но есть возможность сравнить то, что есть, с тем, что было – «настоящим жить и прошлым дорожить». Ведь именно нашему юному поколению дарована миссия - сохранить нашу историю, передать своим детям и внукам память о нашей Великой Победе! А наш долг - воспитывать в своих детях уважение к ветеранам, помнить войну, чтобы не было другой! Ознакомление с родной природой является одной из главных составляющих патриотического воспитания детей. В ГДОУ хорошо понимают, что воспитание души начинается с постижения природы, что без любви к природе нет в душе человека ни красоты, ни гармонии, что любовь к природе должна быть не просто любованием, созерцанием, она должна быть деятельной. До сознания детей доводится, что окружающая природа это наше богатство, которое надо беречь, и с этой целью создана малая экологическая тропа, оформлены альбомы, папки - передвижки, дидактические игры, организуются целевые экскурсии. На занятиях педагоги широко используют отрывки из замечательных произведений писателей природоведов М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки.
- творческую продуктивную деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков,лепка изпластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы;
- театральную деятельность: смоделированные сценки и спектакли, предпраздничные посиделки;
Сказка- это еще одно из средств формирования нравственных представлений в нашем дошкольном учреждении. Это - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. Поэтому особой популярностью у детей пользуется театральный кружок «Непоседы», где дети дошкольных групп не только знакомятся со сказками, а являются их участниками. Систематически проводятся инсценировки сказок, постановка спектаклей и развлечений, направленные на социализацию детей, на обогащение их социокультурного опыта. В группах оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров, уголки ряженья.
- игровую деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;
- нравственную: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями;
- проведение конкурсов и выставок.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в нашей стране.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу, как начала патриотизма - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Поэтому сотрудничество за рамками традиций играет немаловажную роль! Недаром говорится: «Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. И это работа не одного дня и не одного года. Только совместными усилиями воспитатель – родители - социум, данного результата возможно добиться! Педагогический коллектив убеждён в том, что все социальные институты нужно рассматривать не изолированно, а как часть единой интегрированной воспитательной системы в социуме. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводится в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования города. А это «Артемовская детская школа искусств». Организовываются занятия, мастер-классы, экскурсии, концерты, спектакли, тематические вечера, выставки, конкурсы. Совместная деятельность школы и детского сада показала, что происходит процесс взаимного общения детей, обеспечивается реальное сотрудничество учителей и воспитателей, становится более разнообразной работа с родителями.
Осуществляя работу по духовно-нравственному воспитанию, следует отметить тесное сотрудничество с настоятелем храмаВсех святых в земле Российской просиявших города Артемовска протоиреем Михаилом Потюком. Священник постоянный гость всех проводимых народных и православных праздников в детском саду, а наши дети – участники всех проводимых храмовых праздников. Ведь праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Для этого совместно подбирается материал для сценариев так, чтобы он помогал наполнить досуг ребенка радостью и смехом и при этом дать необходимый запас знаний - «День святого Николая», «Рождество», «День Ивана Купалы», «Вербное воскресение», «Зеленые Святки Троицы», «Праздник Сороки», «Пасха», «Благовещение», «Покровские осенины», «Синичкин день», «Масленица» и другие. Такие мероприятия связывают всех участников с жизнью детского сада, города, республики и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Замечено, что после проводимой работы у детей стали в большей степени проявляться гуманные качества, родители стали чаще посещать церковь с детьми.
Всем известно, что семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Ставя задачи воспитания привязанности ребенка к семье, педагоги не только формируют представления о родственных отношениях между близкими членами семьи, а помогают ребенку осознать себя как «Я», как члена семьи, жителя своего города, Республики. Наша задача - помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения ко всему живому. Повышению воспитательных возможностей семьи, расширению её культурных и духовных потребностей содействует активный поиск контактов с родителями. В практике бытуют самые разнообразные формы работы с семьей, начиная от индивидуальной беседы и до консилиума. Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов. Созданию единого коллектива детского сада и семьи, духовному сближению детей и родителей, всемерному совершенствованию сферы общения взрослых и детей способствуют совместные праздники «День знаний», «8 Марта», «Новый год», «День пожилого человека», «День матери», огоньки «От всей души», спортивные мероприятия. Важными событиями в детском саду являются праздники отцов «Защитники Отечества», «Сильные, ловкие, смелые», «Русские богатыри», в ходе которых идёт особый разговор о роли мужчины в семье. С целью привлечения семьи к благотворительной деятельности, проводим акции, конкурсы, выставки как всероссийские и региональные, так и республиканского, районного и садового уровней - «Поможем зимующим птицам», «Открытка ветерану», «Плакат Победы», «Посылка солдату», «Пасхальные чудеса», «Голубь мира» и другие.
Мир вступил в новый век. Каким он будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей - будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Воспитательная система дошкольного учреждения - понятие динамичное. Она изменяется в зависимости от требований времени и общества, субъектов деятельности. Образовательная система ясли - сада «Огонек» будет совершенствоваться, усложняться содержанием, обогащаться новыми формами работы, от чего жизнь в коллективе и социуме будет ярче и плодотворней. Но основная цель, выбранной нами системы останется - воспитание высоко духовно- нравственной Личности, любящей свою Родину, свято верящей в ее великое Будущее! Мы хотим развить в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём!
«Вселенский опыт говорит, что погибают царства,Не от того что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают от того (и тем больней, чем дольше,Что люди царства своего не уважают больше». Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша страна, наша Земля, наш город? А может ближе – наш дом или наш детский сад, семья? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну. Только, конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием и тогда жизнь будет удивительна и прекрасна!