Екатерина Самарина
Опыт работы «Обеспечение времени и пространства для детской игры»
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
Публикация «Опыт работы „Обеспечение времени и пространства для детской игры“» размещена в разделах
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. С раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре. И наша задача эту потребность удовлетворить, потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Я работаю в группе раннего возраста. Каждый год я набираю новую группу детей. Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне каждый режимный момент, и подготовку к организованной образовательной деятельности, непосредственно на занятиях или в качестве закрепления полученных знаний использую игры малой подвижности и словесные игры : «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие. Я собрала игры и упражнения, которые попробовала с детьми 2 года жизни. Игры и упражнения разработаны для ознакомления детей со свойством мира: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, соотношение частей и т. празвитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т. п.)
В раннем возрасте у детей наблюдается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, поэтому я использую пальчиковую гимнастику, которая не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье малыша.
В пальчиковой игре не только происходит тренировка кистей рук, но также происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми. Чтобы систематизировать работу в этом направлении, я составила перспективный план по пальчиковой гимнастике. Это позволило разнообразить жизнь детей.
Когда идет подготовка к занятиям, то продумываешь, как ты будешь привлекать внимание детей. В этом мне помогли игры – молчанки. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Потешки читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это потешки «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки». Разрабатывая занятие, я стараюсь, чтобы все дети участвовали в нем. Каждое занятие делаю игровым.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второго года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы : “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.
Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.
В группе стараюсь создать благоприятный микроклимат.
Для этого своими руками и с помощью родителей создаю развивающую среду: дидактические, сюжетно – ролевые, печатные, настольные игры, оформляю игровые зоны. Эти игры дают детям представление о предметах ближайшего окружения, учу их называть части предметов, их детали, устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями в жизни. Чтобы развивать доброжелательные отношения друг к другу в игре организовывала в группе центр семья, который содержит уголок ряженья, кухню, спальню, где учу их формировать игровые действия, объединять их несложным сюжетом (сюжетно – ролевые игры «Уложи куклу спать», «Напоим Мишку чаем», и т. д.). В кукольном уголке поставили мебель. Кукольная кроватка с комплектом постельного белья, а также детская кухня, оснащенная плитой, различной детская посудой, как чайной, так и столовой. В группе есть ванночки для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья, игрушечный телефон. Кукол одеваем, так же, как и детей, в платьицах- девочки, в штанишках и рубашках- мальчики.
В группе организована предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности
Красивая ширма для показа представлений, игрушки (заяц, лиса, волк, медведь, настольный театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
2. Центр сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, мозаика и т. д.). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. Центр конструирования
Различный строительный материал: деревянные кубики, «кирпичики», наборы строительного материала и предметы для обыгрывания.
4. Центр двигательной активности
Традиционные и не традиционные атрибуты для организованно образовательной деятельности и закаливания, яркие разноцветные мячи разного размера, скакалки, флажки и погремушки.
5. Центр изобразительной деятельности
Традиционные и не традиционные атрибуты для художественно – эстетической деятельности: крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов, карандаши, пластилин. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать.
6. музыкальный уголок
Погремушки, деревянные ложки, бубен, барабан, гармошка, пианино, музыкальный инструмент по ОРФУ.
7. Центр воды и песка
Оборудование и игрушки для игр
Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Я использую свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Вода буквально притягивает к себе самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги. Песок — еще один любимый материал детворы. Игры с водой, песком, снегом, создание мыльных пузырей и многое другое вносят в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы мы признали те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.
Я считаю, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры.
В работе с детьми 2-3 года, я использую следующие виды игр.
• Обучающие игры
• Театрализованные игры
• Двигательные игры
• Игры с водой и песком
Сейчас я хочу рассмотреть обучающие игры, в которых игровой опыт передаётся ребёнку в процессе естественного общения со взрослым.
Мы для себя обучающие игры разделили на несколько видов игр.
• Игры с дидактическими игрушками
• Игры с предметами
• Настольные игры
• Игры-забавы
• Сюжетно-ролевые игры
• Игры с дидактическими игрушками
Нашим детям очень нравятся дидактические игрушки – это пирамидки, вкладыши, коробочки типа «матрёшка», матрёшка, и др. Ребёнок, действуя с предметами, экспериментируя с ними, познаёт мир. Моя задача – разнообразить предметный мир ребёнка, а также поддержать интерес к новому. Здесь также хорошо подойдут динамические игрушки, которые начинают двигаться с помощью усилий ребёнка – это юла, мяч, неваляшка и т. д. Игры с дидактическими игрушками формируют познавательную активность.
• Игры с предметами
Такие игры проводятся с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. Достоинством таких игр у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т. д. Например: игра с крупой, игры с пуговицами, игры с платком «Медведь в берлоге».
• Настольные игры
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, травка зелёная, солнышко жёлтое). Например: игры «четвёртый лишний», «Собери картинку», «Мамы и детки», «Чей малыш» и т. д.
• Игры-забавы
На таких играх дети могут потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Игры-забавы развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения, умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
• Сюжетно-ролевые игры
Кукла –любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Мы считаем, что это и надо использовать, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причёсанной… Сформированные положительные моральные качества постепенно переносятся на взаимоотношения самих детей. Наши дети любят играть куклами. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание малыша», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, мы используем в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращаем внимание использование этих игр с воспитательной целью.
Театрализованная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Двигательные игры – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность для детей раннего возраста. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
Для себя двигательную игру разделила на два вида игр:
• Подвижные игры
• Хороводы
Эти игры организую в помещении и на прогулке в зависимости от погоды. Так же они входят в состав организованной деятельности по физическому развитию.
Формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек вызывает у детей интерес к игровой деятельности.
В своей группе стараюсь создать все условия для полноценного физического и психологического развития ребенка, продумываем размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате.
Практика показывает, что, если проводить эти игры регулярно, то дети сами овладевают движениями, которые считались для них сложными.
Работа, проводимая в детском саду и подкрепленная дома, дала положительный результат. Уже могу отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно. К тому же я стараюсь перевести в совместную игру все занятия, которые проводятся в помещении групповой комнаты.
Таким образом любая игра способствует воспитанию не одного, а несколько качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Игра — это жизнь ребенка. Она доставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что и сами были детьми.