Папки-передвижки

Классификация психокоррекционных воздействий

Богачёва Светлана
Классификация психокоррекционных воздействий
▼ Скачать + Заказать документы

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей.

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Публикация «Классификация психокоррекционных воздействий» размещена в разделах

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции :

психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку

основная задача развития - сформировать у человека нужные психологические качества

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

· познавательной сферы;

· личности;

· аффективно-волевой сферы;

· поведенческих аспектов;

· межличностных отношений:

внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

детско-родительских отношений

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

· индивидуальную;

· групповую:

в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.);

в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

· программированную;

· импровизированную.

5. По характеру управления воздействиями :

· директивную (направленную);

(Директива — самая сильная из техник воздействия. При ее использовании психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

S свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство.»;

S гештальт-метод работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;

S фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое детство. Перед вами — девочка 5—6 лет. Эта девочка — Вы. Подойдите к ней поближе. Посмотрите, во что она одета, как выглядит. Вы можете спросить ее о чем-то важном.»;

S релаксация: «Закройте глаза. Почувствуйте свое тело. Расслабьте мышцы лица.»;

S пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее.»;

S домашнее задание: «В течение недели Вы должны каждый вечер письменно отвечать на следующие вопросы.»; «К следующей нашей встрече заполните этот опросник» и др.)

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение психологом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм (по заранее разработанному плану).

В направленной игротерапии взрослый — центральное лицо в игре — берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви.

Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы коммуникации.

Психолог не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

— непринужденные дружеские отношения с ребенком;

психолог принимает ребенка таким, какой он есть;

психолог добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

психолог должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

— ребенок — хозяин положения;

— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

психолог вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

психолог — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

6. По продолжительности:

· сверхкороткую (сверхбыструю);

· короткую (быструю);

· длительную;

· сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию  на три формы организации: общую, частную и специальную психокоррекции

Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию  на три формы организации: общую, частную и специальную психокоррекции

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д.). Специальная психокоррекция, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности.

Выделяя виды психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии, можно ориентироваться на форму дизонтогенеза, в связи с этим можно выделить следующие виды:

психокоррекция при психическом недоразвитии,

психокоррекция задержанного психического развития,

психокоррекция при поврежденном психическом развитии,

психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка,

психокоррекция при искаженном психическом развитии,

психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.

Следует заметить, что такая классификация деления является формальной, так как один вариант дизонтогенеза в чистом виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по содержанию психокоррекционные методы

Поэтому целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных. В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции :

Коррекция эмоционального развития ребенка.

Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

Психологическая коррекция поведения детей и подростков.

Коррекция развития личности.

Данный способ классификации видов психологической коррекции отражает ее содержательно-психологическую направленность при всех вариантах нарушения психического и физического развития детей. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий, основные психокоррекционные технологии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания» Программное содержание: раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классификация психокоррекционных воздействий
Опубликовано: 10 июня 2024 в 19:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классификация психокоррекционных воздействий» (включая файлы) размещена пользователем Богачёва Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД