Татьяна Евдокимова
Консультация для воспитателей «Последствия влияния неблагополучной семьи на ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное неблагополучие бывает разным. Это не только ссоры, драки, взаимное непонимание, пьянство, финансовое неблагополучие и т. д. Существуют на ряду с этим «хитрые» семьи». В таких семьях прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Все это приводит к недостатку родительской любви к ребенку. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Последствия влияния неблагополучной семьи на ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатком сенсорной и социальной информации: наиболее это заметно в детях, с раннего возраста лишенных полноценного общения (родителям некогда разговаривать, играть – они всегда заняты). Человек вырастает гармоничным, если его жизнь вокруг гармонична и разнообразна, он будет эмоционален и отзывчив – если все это будет вокруг него изначально. Ребенок доверчиво и открыто смотрит в будущее, будучи уверенным, что взрослые все делают правильно и подарят ему все, что необходимо.
В неблагополучной семье, где постоянные ссоры, несогласия, физическая агрессия, и чем меньше возраст ребенка, тем все это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности у ребенка. В семья, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не могут это чувство проявлять.
Длительное проживание ребенка в неблагополучной семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». В последствии очень затрудняется воздействие педагогов и специалистов на таких детей, происходит активное сопротивление со стороны детей.
Переживание травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание ребенка и постоянно вспоминаются. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то похожим, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности. Психика приспосабливается с переживаниями травмы.
Воздействие неблагоприятных, а часто и нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Как в поведении, так и в личностном развитии возникают значительные отклонения. У детей появляются неспособность адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, утрата интереса к труду, знаниям. К показателям негативного влияния неблагополучной семьи можно отнести :
1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей : бродяжничество, агрессивность, хулиганство, аморальные формы поведения.
2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей : уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены.
3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей : конфликтность, агрессивность со сверстниками, аутизм, суетливость или гиперактивность.
Связь благополучия и неблагополучия относительна. Не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными семьями, могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Очень много примеров из жизни с виду благополучных известных семей, где родители зарабатывая славу, известность и материальные блага, забывают о своих детях. Поэтому, лучше учиться на чужих ошибках: в раннем возрасте особенно нужно ваше общение, ваша тесная взаимосвязь с ребенком. Понятно, что материальная сторона должна присутствовать, но приходя с работы усталыми, все же уделите хотя-бы немного времени своему ребенку, и он будет знать, что он нужен, что все делается ради него.