Татьяна Евдокимова
Консультация для воспитателей «Последствия влияния неблагополучной семьи на ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное неблагополучие бывает разным. Это не только ссоры, драки, взаимное непонимание, пьянство, финансовое неблагополучие и т. д. Существуют на ряду с этим «хитрые» семьи». В таких семьях прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Все это приводит к недостатку родительской любви к ребенку. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатком сенсорной и социальной информации: наиболее это заметно в детях, с раннего возраста лишенных полноценного общения (родителям некогда разговаривать, играть – они всегда заняты). Человек вырастает гармоничным, если его жизнь вокруг гармонична и разнообразна, он будет эмоционален и отзывчив – если все это будет вокруг него изначально. Ребенок доверчиво и открыто смотрит в будущее, будучи уверенным, что взрослые все делают правильно и подарят ему все, что необходимо.
В неблагополучной семье, где постоянные ссоры, несогласия, физическая агрессия, и чем меньше возраст ребенка, тем все это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности у ребенка. В семья, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не могут это чувство проявлять.
Длительное проживание ребенка в неблагополучной семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». В последствии очень затрудняется воздействие педагогов и специалистов на таких детей, происходит активное сопротивление со стороны детей.
Переживание травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание ребенка и постоянно вспоминаются. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то похожим, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности. Психика приспосабливается с переживаниями травмы.
Воздействие неблагоприятных, а часто и нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Как в поведении, так и в личностном развитии возникают значительные отклонения. У детей появляются неспособность адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, утрата интереса к труду, знаниям. К показателям негативного влияния неблагополучной семьи можно отнести :
1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей : бродяжничество, агрессивность, хулиганство, аморальные формы поведения.
2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей : уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены.
3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей : конфликтность, агрессивность со сверстниками, аутизм, суетливость или гиперактивность.
Связь благополучия и неблагополучия относительна. Не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными семьями, могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Очень много примеров из жизни с виду благополучных известных семей, где родители зарабатывая славу, известность и материальные блага, забывают о своих детях. Поэтому, лучше учиться на чужих ошибках: в раннем возрасте особенно нужно ваше общение, ваша тесная взаимосвязь с ребенком. Понятно, что материальная сторона должна присутствовать, но приходя с работы усталыми, все же уделите хотя-бы немного времени своему ребенку, и он будет знать, что он нужен, что все делается ради него.