Лучший педагог года

Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

Тема: «Эмоции, движения и речь -

их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека.

Публикация «Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.

Развитие мышления тесно связано с речью.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Физкультминутка.

(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

(любая на ваш выбор)

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Упражнение «Словесная карусель»

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Примеры имён:

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых навыков, а, значит и правильного своевременного умственного и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь» «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста». Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная.

Развиваем речь детей дошкольного возраста. Лэпбук «Овощи»Развиваем речь детей дошкольного возраста. Лэпбук «Овощи» Дидактическое пособие - ЛЭПБУК "ОВОЩИ" Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук по теме "овощи". Развитие речи детей дошкольного.

Использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста Использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного дошкольного возраста Педсовет. Презентация для воспитателей "Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. 1 слайд. Пребывание детей на свежем воздухе.

Развиваем речь у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет Как правило, на четвертом году жизни ребенок говорит, составляет предложения, понимает окружающих, выстраивает причинно-следственные связи,.

Роль игр драматизации в развитии детей дошкольного возраста Опыт работы педагога МБДОУ «Детский сад №338 комбинированного вида» Ново- Савиновского района города Казани Миркашевой Ляйсан Рашитовны.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. занятий ребенка, является Одним из наиболее любимым занятием.

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста. I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н. В. Цель: развивать способность распознавать и выражать.

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКИЙ РАЙОН Эмоции- для чего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2019 в 19:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД