Ирина Ивановна Бортникова
Доклад для родительского собрания «Стоит ли наказывать своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для родительского собрания "Стоит ли наказывать своего ребенка"
Провела воспитатель:Ирина Ивановна Бортникова
Дорогие родители, я хочу поговорить с вами на очень важную тему – тему воспитания и наказания детей.
Публикация «Доклад для родительского собрания „Стоит ли наказывать своего ребенка“» размещена в разделах
Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления функция семьи усложняется – это не только беззаветная любовь, но и безопасность внутреннего мира, психологического мира маленького человека, уверенность ребенка в том, что о нем заботятся и его любят.
Какие же базовые родительские установки существуют для реализации любви, уважения, доверительного отношения с ребенком?
Психологи выделяют несколько таких установок:
-Ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек.
-Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами, ни в том, что он появился на свет, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. Даже ни в том, что создал вам дополнительные трудности.
-Во многих капризах и шалостях виноваты вы сами. Ведь ранее вы при очередной шалости вы пожалели свое время и свои силы и вовремя не разобрались, а попросту потребовали от ребенка то, что он не может вам дать. Короче не приняли его таким, каков он есть.
-Ваш ребенок не всегда будет послушным и милым. Он может быть упрямым, и капризным.
-Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Именно эти пяти принципов определяют воспитательный климат в семье.
А теперь давайте разберемся стоит ли наказывать вашего малыша.
Для правильного воспитания родителями полезно знать, какие формы наказания существуют.
Самой неправильной и неблагоприятной формой наказания считается ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Однако многие родители считают, что это не такое уж большое зло, а во многом и благо. И считают это самым эффективным методом воспитания. Это воздействие на маленького беззащитного человека. А ведь в этом методе есть большой «минус». Почему? (проводится небольшая дискуссия с родителями).
А вот и ответы на этот вопрос: Если родители использовали физическое наказание, тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, а лишь подчинялись их требованиям, то это не решало проблему, а лишь создавало иллюзию его решения. Ведь ребенок подчинился, не согласившись с вами, а лишь под действием страха и чувством самосохранения.
Нельзя применять физическое наказание и лишь потому, что сам родитель в момент конфликта не всегда контролирует свое поведение. А самое главное у ребенка создается пример : не подчинился, не дал что-то – ударь.
Еще один вид наказания – РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ (ругань, оскорбления). Она так же как и физическое наказание ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками и окружающими.
Весьма распространенной формой является СЕПАРАЦИОННЫЕ НАКАЗАНИЯ : это игнорирование ребенка, отказ с ним общаться. Ребенок в таком случае теряет привычную долю общения. Ему трудно понять и принять, что любимые мама и папа бросят его, уйдут без него, а самое главное больше не будут его любить. Это очень сильно действующая форма наказания. И применять ее нужно очень осторожно. А самое главное – на очень короткий срок. Ведь если между родителями и ребенком существовали дружеские, доверительные отношения и любовь, то в душе ребенка на долго останется этот след. А если не существовало дружеского взаимодействия, то подобное наказание особенно отдалит ребенка от вас – мне не чего терять!
ЗАПРЕТ довольно часто используют родители в виде наказания. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно контролировать свое «нельзя» и аргументировать суть запрета. Тогда ребенок научится понимать почему «НЕЛЬЗЯ!», и какие поступки вызывают наказание.
Очень часто родители ЛИШАЮТ СВОЕГ МАЛЫША ЧЕГО-ТО ПРИЯТНОГО (сладостей, игрушек, прогулок и т. д.) Такой метод эффективен если ребенок понимает почему его ограничили. Поэтому это наказание принимается ребенком лишь в определенном возрасте, а именно тогда, когда он способен установить связь между действием и наказанием, и принимает его справедливое, с его согласия или предварительной беседы. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо если данное наказание следует за правилами: насорил – сам убери, испачкал – приведи в порядок, сломал – попробуй сам почини.
Конечно невозможно представить процесс воспитания без наказания. Психолог Владимир Леви писал: «Наказывая подумай : «Зачем?». Он описал несколько важных правил для всех родителей :
-Наказание не должно вредить здоровью. Прежде чем наказывать – подумай!
-Если есть сомнения: не наказывай!
-Никогда не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
-За одно – один раз.
-Наказание не за счет любви, не лишайте ребенка похвалы и награды
-Лучше не наказывать, чем вспоминая старое, забытое, ругать ребенка за проступок совершенный давно.
И, наконец, хочу повторить вам слова знаменитого психолога Януша Корчака: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость его наказывать. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». Дорогие друзья, любите своих детей, оберегайте их. Лучше пусть ваш ребенок думает о безнаказанности, чем в его сердце останется душевная рана на всю жизнь.