Анастасия Сердягина
Организация ППРС как условие достижения качественного образования в контексте речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким
Большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Публикация «Организация ППРС как условие достижения качественного образования в контексте речевого развития» размещена в разделах
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Обеспечение предметно-пространственной развивающей среды – это одно из главных условий эффективного и качественного речевого развития детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.
Насыщая групповое пространство, педагоги должны заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Рассмотрим по подробнее эти приоритеты для каждой возрастной группы дошкольников:
Речевая развивающая среда первой младшей группы
• грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
• методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
• методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
• самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи);
Речевая развивающая среда второй младшей группы
грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);
организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Речевая развивающая среда средней группы
грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);
организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной к школе групп
грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.