СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА ЮТИНА
Использование здоровьесберегающих технологий в игровом сеансе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в игровом сеансе
Усилия работников детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Профилактическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов, побуждает их к поиску новых подходов.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в игровом сеансе» размещена в разделах
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и формирование здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В дошкольном образовании, применительно к ребенку, цель здоровьесберегающих технологий звучит следующим образом: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные гимнастики)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия, биологическая обратная связь, коммуникативные игры, занятия из серии здоровье, самомассаж)
3. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика)
Введение ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) – обозначает приоритет, где важнейшей задачей является выбор для каждого ребенка подходящей формы двигательной активности, что является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и приобщения его к здоровому образу жизни.
ФГОС ДО предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог – родитель – ребенок» выступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей. Новый стандарт дошкольного образования поощряет гибкость и вариативность программ дошкольного образования, что позволяет использовать различные формы работы, например, игровой сеанс.
Цель игровых сеансов - социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.
Основные задачи игровых сеансов:
• обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога, специалистов ДОУ и родителей;
• развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбора игровых средств, оборудования;
• обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.
Особенности игрового сеанса:
- не органичен строго во времени;
- имеет свою структуру;
- предполагает включение родителей;
- позволяет снизить нагрузки;
- позволяет включить в деятельность других специалистов на разных этапах
- в каждом игровом сеансе присутствует:
1. совместная деятельность взрослого и ребенка;
2. самостоятельная деятельность детей;
3. взаимодействие детей друг с другом.
У нас как, у педагогов дошкольного образования возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, введения новых форм дошкольного образования, опираясь на творческий подход. Такой формой и
стали игровые сеансы.
Вашему вниманию хотелось бы продемонстрировать обзор игрового сеанса из практики.
1. В настоящее время наблюдается острый дефицит специалистов (психологов, инструкторов по физ. развитию, ЛФК) по работе с детьми дошкольного возраста. Педагоги, работая в контакте друг с другом, стремятся к тому, что бы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
2. Данный игровой сеанс длится 40мин., проводился с детьми старшей группы, дети отправляются в путешествие за цветком Здоровячком.
3. В игровом сеансе использовались такие здоровьесберегающие технологии как:
Суджок-терапия: это современное направление акупунктуры (стимулирования биологически активных точек, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины
Стречинг с фитболами: основное преимущество выполнения упражнений с фитболами заключается в следующем – упражнения на данных мячах носит оздоровительный эффект, содействует развитию двигательных способностей, профилактике нарушения осанки, развивает функцию равновесия.
Дыхательная гимнастика: это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях
Экологичность эмоциональных проявлений: психолог знакомит детей с различными эмоциональными проявлениями человека, обращает внимание на вербальное и невербальное их проявление, обсуждает в каких ситуациях необходимо проявлять ту или иную эмоцию, формирует экологичность эмоциональных проявлений.
Подвижная игра: деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям.
Релаксация: это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения. Цель релаксации снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Структура игровых сеансов способствует гармонизации совместного взаимодействия ребенка со взрослым. Это закладывает основы фундаментальных способностей, ключевых качеств будущей личности: познавательной активности, доверия к миру, уверенности в себе, творческих возможностей, мотивации достижения и общей жизненной активности.