МААМ-картинки

«До-ми-солька». Программа вокального кружка в ДОУ для старшего дошкольного возраста

Любовь Свиридова
«До-ми-солька». Программа вокального кружка в ДОУ для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

«Учитесь,играя.»

Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.

Вот он слышит как поет мама, как поют друзья во дворе, слышит песни, которые звучат в семье по праздникам. Песни помогают ребенку организовать интересные игры. Передать полнее свое представление о роли, которую он играет в той или иной игре. Возможности всемирной паутины безграничны и все чаще родители ищут самые красивые, самые интересные песни для своего ребенка, не забывая и про свои интересы и музыкальные пристрастия.

Публикация «„До-ми-солька“, Программа вокального кружка в ДОУ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка - это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые слушал Ваш малыш несли добро, развивали и воспитывали личность.

Цель программы : научить ребенка выразительно, «чисто» интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Задачи:

1. учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);

2. правильно передавать мелодию в пределах до1 – ре2;

3. брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;

4. учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;

5. петь индивидуально и коллективно;

6. развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.

7. развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

Метод обучения пения.

С чего начать,чтобы обучение детей пению было радостным,увлекательным и легким? Многолетний опыт показывает,что методикой вхождения ребенка в мир любого искусства является игра. С помощью игры можно научить ребенка петь,танцевать, играть на музыкальных инструментах,слушать музыку.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Прежде чем обучать, попробуем на занятиях певческим навыкам дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого,речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

— артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

— игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный,

— развивающие игры с голосом– подражание звукам окружающего мира : человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. ,

— речевые игры и упражнения, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

— ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения

Их общая цель — легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

• — «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,

• — обострить интонационный слух,

• — подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,

• — сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации. Мы видим, что у музыки и речи одна первооснова — интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д.

Например,

• интонация скорбной речи человека, как и печальная, грустная музыка — медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами.

• Интонация праздничной, радостной речи человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Музыка, выражающая праздничное настроение, характеризуется теми же чертами.

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. Звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

- тембровыми подгруппами

- при включении в хор солистов

- пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активная концертная деятельность детей,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игрыМузыкально-дидактические игры Всем известно, что самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста - игра. В игре ребенок развивается, получает и закрепляет.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«До-ми-солька». Программа вокального кружка в ДОУ для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2013 в 20:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««До-ми-солька». Программа вокального кружка в ДОУ для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Свиридова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД