Лебедева Наталья Евгеньевна
Дневник здоровья школьника.
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по физкультуре на тему:
«Дневник здоровья» для учащихся начальной школы по предмету «Физическая культура»
Цель: развитие мотивационных основ младших школьников, основ к сохранению и укреплению физического и духовного здоровья
Задачи:
• Исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
• Отслеживать процесс обучения и физического развития каждого школьника;
Публикация «Дневник здоровья школьника,» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Формировать установку на здоровый образ жизни;
• Сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу
жизни;
• Научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Направленность – физическая культур.
Адресат (для кого предназначен) : учителям физкультуры в начальной школе, обучающимся начальных классов, а также их родителям.
Актуальность и востребованность на современном этапе.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Актуальностью в настоящее время является внедрение здоровосберегающих технологий в образовательный процесс.
По данным медицинских учреждений (социальный запрос) происходит ухудшение показателей состояния здоровья детей, с каждым годом увеличивается их заболеваемость. По данным Федеральной службы статистики отсутствует мотивация к сохранению и укреплению здоровья.
В соответствии с ФГОС НОО «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся» Закон РФ «Об образовании», статья № 51. В послании Федеральному собранию РФ Д. А. Медведев отмечал «Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».
Условия реализации. В пособии представлены тесты контроля и оценки уровня физических возможностей младших школьников и проверочные работы, составленные по учебнику В. И. Ляха «Физическая культура. 1-4 классы», правила по сохранению и укреплению здоровья. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального образования, примерной программе по физической культуре и рабочей программе В. И. Ляха «Физическая культура. 1-4 классы». Анализ работ поможет учителю внести коррективы в образовательный процесс, сделать обучение дифференцированным, избежать травм, переутомлений, повысить уровень физической подготовленности младших школьников.
Содержания дневников имеют чёткую выраженную познавательную практическую направленность и реализуются на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ.
Показания и противопоказания к применению:
Разработанный материал может быть использован учителями физической культуры при контроле и оценке уровня физической подготовленности, и проведении проверочных работ учащихся начальных школ.
Методическая разработка может помочь при составлении программ по формированию здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных учреждений.
Разработки уроков могут быть использованы и педагогами дополнительного образования, преподающими швейное дело.
Краткая характеристика содержания:
На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы:
1. Что такое физическая культура.
2. Современные олимпийские игры.
3. Твой организм.
4. Сердце и кровеносные сосуды.
5. Органы чувств.
6. Личная гигиена.
7. Закаливание.
8. Мозг и нервная система.
9. Органы дыхания.
10. Пища и питательны е вещества.
11. Вода и питьевой режим.
12. Тренировка ума и характера.
13. Спортивная одежа и обувь.
14. Самоконтроль.
15. Первая помощь при травмах.
16. Значение двигательной активности для здоровья человека
Содержание “Дневника здоровья” может быть использовано как для индивидуальной и самостоятельной работы дома, так и для коллективной работы в классе.
Открыв эту тетрадь, ребёнок вовлекается в игру, причём на основе собственных наблюдений за своим здоровьем.
На первой странице размещено обращение учителя физкультуры к своим ученикам, из которого они узнают о том, насколько важен предмет «Физическая культура» и какие темы они будут затрагивать в течении учебного года.
В дневнике учащиеся указывают свою фамилию, имя и увлечения, записывают название спортивной секции, в которой занимаются.
Изучение тем начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. С 1 класса, с начала учебного года мы с детьми начинаем играть в игру «Проверь себя». После каждой темы под номерами прописаны правила, принципы здорового образа жизни. За каждое правило, которое ребёнок постоянно выполняет, он ставит себе 1 балл, за правило, которое не выполняет, ставит 0 баллов. В конце учебного года по количеству баллов я составлю характеристику. В результате ученики зарабатывают и накапливают баллы, что положительно влияет на образовательный процесс.
Помимо тестов и проверочных работ содержание дневника 2 класса включает в себя правила поведения на уроках физической культуры по разным видам спорта. В содержание дневника третьего класса входят упражнения для развития различных мышц человека, с которыми учащиеся должны ознакомиться, выполнить их и запомнить. В дневнике четвёртого класса можно найти физкультминутки, специальные упражнения и правила ЗОЖ.
Сентябрьское оценивание уровня физической подготовленности учащихся ориентировано на нормативные требования, представленные в последнем выпуске комплексной учебной программы, допущенной Министерством образования, к реализации. Со 2 класса эти показатели оцениваются не только в баллах, но и традиционно (оценка).
Повторное оценивание в конце учебного года даст возможность получить информацию о положительной или отрицательной динамике уровня знаний и показателей физической подготовленности в том или ином упражнении индивидуально по каждому учащемуся, проанализировать результаты педагогического процесса за истекший учебный год и повести коррекционной работы. При возрастающей динамике учащиеся получают дополнительные баллы, что позволяет физическое развитие учащихся не в ущерб здоровью.
Тестирование физических способностей проводится по разделам программы (лёгкая атлетика, гимнастика, кроссовая подготовка, подвижные игры) в течение всего учебного года при оценке следующих параметров:
• Координационных способностей
• Гибкости
• Выносливости
• Силовых способностей
• Скоростных способностей
• Скоростно-силовых способностей
За выполнение тестов учащиеся 2-4 классов набирают определённое количество баллов. Самых активных, физически развитых учеников можно поощрить, поставив оценку в классный журнал.
Полученная сумма баллов, позволяет очень просто и объективно проводить конкурс “лучший по предмету” по номинациям:
Самый быстрый;
Самый сильный;
Самый выносливый;
Самый гибкий;
Самый меткий и прыгучий;
Лучше развитие координационных способностей.
Весь процесс направлен на повышение мотивации к урокам физической культуры, создание соревновательного момента среди учащихся, стремление создать деловое отношение к предмету.
Тестовые работы по теории призваны систематизировать те теоретические знания, которые были освоены детьми в течение нового учебного года. За выполнение тестов учащиеся 2-4 классов набирают определённое количество баллов. Если по практическим нормативам учащийся не дотягивает до более высокой оценки в триместре, то он может повысить отметку, выполнив текущие тестовые работы.
Контрольные функции расширены с помощью письменных входных и итоговых проверочных работ, соответствующих образовательному стандарту начального образования. Входная проверочная работа направлена на уточнение форсированности двигательных навыков и умений у младших школьников к началу учебного года. Задача итоговой работы в конце учебного года – оценить, насколько были обеспечены образовательные технологии и хорошо ли были организованы спортивно – массовые мероприятия, к каким самостоятельным занятиям по физической подготовке и укреплению здоровья в режиме дня ученик приобщился.
В пособии встречаются странички советов, в которых расписаны правила поддержки и обеспечения своего здоровья, умения предупреждать опасные ситуации.
Большое значение уделяется самоанализу и самоконтролю. Учащийся научится измерять показатели физического развития (рост, масса, окружность грудной клетки, следить за пульсом и состоянием своего здоровья.
В конце каждого сборника распечатаны листы «Приложение», из которых родители или сами обучающиеся смогут прочесть содержание процедуры тестирования физических возможностей и определить уровень физической подготовленности учащихся 1-4 классов
В работе с “Дневником здоровья” использованы следующие приемы:
• Выполнение физических упражнений, физкультминуток;
• Заполнение тестов;
• Решение кроссвордов;
• Составление режима дня;
• Составление меню;
• Заполнение тестов;
• Сочинение стихов и составление пословиц;
• Накопление баллов;
• Самоконтроль и самоанализ.
Результативность (предлагаемая или имеющаяся) использования данной работы:
Учебно-методическое пособие успешно реализовывалось на протяжении 2011-2013 учебного года в 1-4 х классах. Предполагается использование материала в последующие учебные годы.
Работа с “Дневником здоровья” поможет усвоить учебный материал, сделает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же поможет в развитии у школьников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
Перспективы использования:
В результате освоения материала учащиеся могут использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для повышения уровня здорового образа жизни, для развития основных двигательных качеств.