Получи документы

Для чего дошкольнику игра?

Савкина Валентина Васильевна
Для чего дошкольнику игра?
▼ Скачать + Заказать документы

Для чего дошкольнику игра?

 В каждой книге по педагогике можно прочитать об огромной важности игры в жизни ребенка. Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что в игре ребенок живет, и эта жизнь оставляет следы глубже, чем жизнь действительная. Так ли все это?

Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В своих работах А. П. Усова подчеркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определенный момент жизни, но и воспитывать самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения. Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенок искренне воспринимает игру, как живет в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передает ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению самостоятельно строить сюжет и развивать его. Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определенных игрушек — совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная, по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребенка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определенную тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции». Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, — об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по — разному. Нельзя построить эталон — образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой — игра превратится в занятие». Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны…» Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков. Ушинский К. Д. писал «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказывался тот человек или объект, за котрым ведется наблюдение: в детский сад водитель привез продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметом к игре, в которой ребенок выполняет определенную роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя на язык игры — выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагается образец составления сюжета игры. Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, отношение к игрушкам как к партнерам помогает искренне увлечь ребенка, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослого к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остается совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий — ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка. Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета — образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получает ребенок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребенка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь. У младших дошкольников преобладает конкретно — образное мышление, в самостоятельной игре ребенок берет на себя определенный образ, он представляет себя машиной, котенком, щенком, самолетом — больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнером, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребенка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребенок видит машинку — надо ехать куда — либо, видит кубики — надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку — надо сделать чай, видит куклу — надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребенка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдается за действительное. Детские фантазии могут возникать в определенных ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами — заменителями. (Как — то детям было предложено убрать кубики, один ребенок кубиков из карманов не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил — «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой. Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупные игрушки бытовой направленности (куклы, зайки, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами. Малыши постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах проводит педагог несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» — в первой игре воспитатель берет роль водителя на себя, дети — пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Сюжет игры берется из повседневной жизни, должен быть хорошо знаком маленьким детям. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребенка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто хуже адаптируется в детском коллективе. Педагог должен четко помнить, что уровень развития игровой деятельности ребенка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определенным правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями. В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивается.

Публикация «Для чего дошкольнику игра?» размещена в разделах

Чтобы сделать окончательные выводы, стоит подробно рассмотреть те моменты, которые вносит игра в жизнь маленького человека.

Игра значительно расширяет детские возможности.

Ребенок еще мал. Многое ему еще не по силам. А как хочется быть сильным, смелым. Игра позволяет мальчику стать героем-защитником, а девочка может примерить роль первой красавицы или знаменитой актрисы. И совсем неважно, что это только игра. Малыш в игре может позволить себе заглянуть в будущее и расширить свои возможности (в реальной жизни он этого сделать пока не может).

Игра помогает управлять собой.

Того, что может делать ребенок в игре, в реальной жизни вы от него можете не добиться. Ни для кого не секрет, что дети крайне подвижны. И сидеть на месте – это для них не всегда выполнимая задача. Но дайте ему в игре роль разведчика или постового, и 10 минут своей неподвижности ребенок вам обеспечит.

Игра дает возможность усвоить нормы поведения.

Разнообразные игры дают возможность дошкольнику сыграть множество интересных ролей: родителя, водителя, продавца, врача, учителя и т. д. Без сомнения, приняв роль, ребенку приходится, вдобавок ко всему прочему, примерить и те нормы поведения, которые присущи его герою. Так, например, он может превратиться в строго учителя, ласковую воспитательницу или внимательного доктора. Примеряя различные образы, ребенок получает образец правильного поведения для разных жизненных ситуаций.

Игра учит общаться.

Мы живем в обществе. Общение для нас имеет большое значение. Насколько удачно будут складываться отношения у ребенка с окружающими, напрямую связано с умением общаться. Только игра ненавязчиво и доходчиво поможет дошкольнику научиться налаживать взаимоотношения со своими сверстниками. Это с родителями или воспитателями ребенок может капризничать и упрямиться. С партнерами по игре малыш себе такого не позволит. Дошкольник прекрасно понимает, что его просто не примут в игру, если он не будет учитывать интересы остальных детей.

Игра помогает развивать воображение.

В игре ребенок дает волю своей фантазии. Именно игра заставляет его мыслить и творить. Именно в игре воображение малыша способно отправить его в космос или в глубины океана, посадить за штурвал самолета или снарядить в кругосветное путешествие. А для этого в камешке он должен увидеть компас, карандаш превратить в волшебную палочку, а автомобиль заменить обычной парой стульев.

Игра стимулирует развитие речи.

Не станет открытием то, что игра требует от игроков вразумительного общения. Они должны договариваться о том, как распределить роли, какие выполнить действия. Да и текст свой необходимо произнести так, чтобы все играющие поняли, о чем он говорит. Это серьезный стимул для того, чтобы малыш стремился улучшить свою речь.

Игра помогает корректировать поведение.

Это хорошая новость для взрослых: чего нельзя добиться от ребенка в обычной жизни, то легко исправится в игре. Представьте себе ситуацию, когда малыш не хочет перед сном умываться и чистить зубы. Конечно, его можно заставить силой, а можно и предложить поиграть. «Сегодня играем в дочки-матери! Ты будешь мамой, твоя кукла Маша – маленькая дочка. Научи ее чистить зубы и умываться. Ей скоро идти в детский сад». Все! Ребенок с удовольствием перевоплощается в новый образ.

Публикации по теме:

Проект «Для чего нужен детский сад» Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где ребенок проводит большую часть времени. К сожалению, дети и родители.

Консультация «Для чего нужна игра» .

Консультация «Для чего нужна подвижная игра!»Консультация «Для чего нужна подвижная игра!» Подвижные игры необходимы детям всех возрастов. Во время игр в природных условиях у детей формируется: * ловкость, *быстрота, *они приучаются.

Гаджет-аддикция: крик о помощи, или Как помочь ребёнку-дошкольнику справиться с компьютерной зависимостью Сегодня уже невозможно представить наш современный мир без использования мобильных устройств и планшетов. С каждым днем мы замечаем все.

Как помочь дошкольнику? Стихи в мнемотаблицах Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Разговорная речь большинства современных детей бедна, малословна.

Консультация «Как привить дошкольнику любовь к чтению» Консультация для родителей «Как привить любовь к чтению у дошкольника». Без книги в мире ночь И ум людской убог, Без книги, как стада, Бессмыслены.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа» Вы можете использовать - счетные палочки; - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты); - самодельные учебные пособия - числовые.

Консультация для родителей «Нужен ли дошкольнику отпуск?» Вот и пришло лето. А это значит, что большинство родителей задумываются стоит ли водить ребенка в детский сад. Лето — это пора, когда хочется.

С чего начинается Родина? Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество.

Консультация «Как рассказать дошкольнику о его родословной» «Как рассказать дошкольнику о его родословной?» Наша родословная. Что это? Зачем? Как она выглядит? Почему мы должны знать о ней все? Порой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Для чего дошкольнику игра?
Опубликовано: 16 октября 2019 в 22:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Для чего дошкольнику игра?» (включая файлы) размещена пользователем Савкина Валентина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД