Тазаян Арменуи Анна
Дизонтогенез аномального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие дизонтогенеза, аномального развития.
Аномальное развитие – это значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванного серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами и обуславливающие необходимость социальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
Термин «аномальный» имеет в своей основе греческое слово «anomalos», что в переводе на русский язык означает «неправильный».
Публикация «Дизонтогенез аномального развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В понятие «аномальное развитие» входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях. Детский мозг обладает большой пластичностью, и в детском возрасте велики способности к компенсации дефекта. В связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций. Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития.
Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигнуты зрелости. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
Психический дизонтогенез – это нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.
Одним из основных компонентов постнатального дизонтогенеза является психический дизонтогенез (дизонтогения, который, по нашему мнению, можно охарактеризовать как нарушение психического развития (в целом или его составляющих) ребенка, вследствие расстройств процессов созревания (последовательности, ритма и темпа) и функционирование всех структур головного мозга.
Аномальное развитие (неправильное) - развитие, возникшее под воздействием патогенного фактора на организм ребенка и приведшего к такому ущербу, вследствие которого развитие без специальной помощи становится невозможным. В некоторых случаях аномальное развитие возникает вследствие неправильного воспитания: гиперопека, гипоопека, императивное, подправляющее, форсированное, - но только в том случае, если оно накладывается на ущербный биологический фонд.
Необходимо понимать, что каждый из видов воспитания имеет как отрицательные, так и положительные моменты.
Эволюционный подход в неврологии и психиатрии позволяет дифференцированно подойти к проблеме многих патологических расстройств у детей и подростков и разработать научно обоснованную классификацию вариантов психического дизонтогенеза.
В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонотогенеза. Так, Г. Е. Сухарева (1959) выделяет три вида психического дизонотогенеза :
задержанное; повреждённое; искажённое развитие.
Л. Каннер (1955) называет 2 вида:
недоразвитие, искажённое развитие.
Ludz (1968) выделяет 5 типов нарушения психического развития :
1)необратимое развитие, которое автор связывает с моделью олигофрении;
2)дисгармоничное развитие с психопатией;
3)регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями;
4)альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии развития;
5)изменённое развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
Параметры дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. Профиль психического развития аномального ребенка
По Лебединскому выделяется шесть типов дизонтогенеза.
1. общее недоразвитие – тотальное недоразвитие всех функций (олигофрения, приобретенное УО)
2. задержанное психическое развитие – замедление темпа развит психики. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, эмоц сферы, преобладаний игровых интересов.
3. поврежденное психическое развитие связано с перенесенными инфекциями или травмами. В отличии от общего недоразвития здесь имеется длительный период нормального развития, затем в результате патогенного воздействия, сформировавшиеся функции распадаются, регрессируют, однако расстройства психических функций нарциальны (дименция, приобретенная после трех лет УО)
4. дифицитарное развитие - связано с первичной недостаточностью отдельных анализаторных систем – зрения, слуха, ОДА. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно и к замедлению развития ряда других функций связанных с пострадавшей опосредовано.
5. искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития задержанного поврежденного и ускоренного развит отдельных психических функций приводящее к ряду качественно новых патологических образований неприсущих каждому из входящих в клиническую картину ввиду нарушенного развит (РДА).
6. дисгармоническое развитие – по структуре напоминает искаженное, однако здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденное или рано приобретенное стойкое диспропорциональность психики, преимущественно в ЭВС (психопатии).
Классификация видов психического дизонтогенеза В. В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести,
задержанное развитие (задержка психического развития).
Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:
поврежденное развитие (органическая деменция,
дефицитарное развитие ( тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей. — См. текст 4 «Три типа дефекта».) :
искаженное развитие (ранний детский аутизм,
дисгармоническое развитие (психопатии).