Кристина Приданникова
Дизартрия как вид речевого нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной логопедии проблемой дизартрии занимаются неврологи, психиатры, нейрофизиологи, психологи и педагоги. Существенный вклад в изучение дизартрии внесли : Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Л. В. Лопатина, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Е. Ф. Архипова, Л. С. Волкова, Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова и др.
Публикация «Дизартрия как вид речевого нарушения» размещена в разделах
Дизартрия рассматривается как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. У детей с дизартрией затруднена артикуляция, связанная с ограниченной подвижностью органов речи, таких как: мягкое небо, язык, губы. Если дизартрия возникает во взрослом возрасте, то она обычно не сопровождается распадом речевой системы.
Медицина и логопедия определяет дизартрию, как расстройство артикуляции и нарушение звукопроизношения из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии речевой мускулатуры. Произношение нарушено вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата, при поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение речи, ее артикуляция, проявляющаяся в затруднении произношения, особенно согласных звуков, брадифазии, прерывистости речи.
Из всех определений можно сделать вывод, что дизартрия - это расстройство речи, выражающееся в нечеткой артикуляции, пропуске слогов, замене звуков, нарушении интонационной стороны речи причиной чего является поражение корковых структур мозга и проводящих путей. Когда страдает не только произношение отдельных звуков, но и вся произносительная сторона речи, это является отличительным признаком дизартрии от других речевых нарушений.
Речь детей с дизартрией смазанная, нечеткая, голос слабый, тихий, а бывает и наоборот резкий, крикливый. Подвижность речевой и мимической мускулатуры ограничена. Темп речи у таких детей либо ускорен, либо замедлен, отсутствует плавность речи, ритм дыхания нарушен. В зависимости от локализации поражения ЦНС и периферических отделов головного мозга, от времени возникновения и тяжести, нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях.
С точки зрения клиники, психологии и логопедии дети с дизартрией составляют очень неоднородную группу, опираясь на их двигательные, психические и речевые нарушения.
Причины дизартрии : влияние неблагоприятных факторов во внутриутробном развитии, в период раннего развития, острые хронические инфекции матери, гипоксии, токсикозы, интоксикации, родовые травмы и ряд других факторов. Вследствие чего органически поражаются центральные и периферические нервы. Если у ребенка при родах возникает асфиксия ребенок рождается недоношенным.
Как уже говорилось, дети с дизартрией составляют очень неоднородную группу, их показатели психомоторного развития колеблются от нормы до задержки тяжелой степени. Дети с дизартрией соматически ослаблены, в редких случаях у них может проявляться судорожный синдром. Отмечается задержка речевого развития. В 1,5-2 года у детей появляются первые слова. В 2-3 года – фразовая речь. Иногда, фразовая речь у таких детей появляется только в 4 года. Речь детей фонетически несформированна. Таким детям трудно жевать и глотать, они плохо едят. Если взрослые не доглядели, ребенок, немного пожевав, может долгое время держать пищу за щекой. Родители для того чтобы ребенок хоть что то поел, дают ему мягкую пищу, тем самым подкрепляя нежелательное поведения ребенка, вследствие чего они способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился хорошо пережевывать твердую пищу необходимо постепенно его к этому приучать. Культурно-гигиенические навыки требуют выполнение точных движений различных групп мышц, поэтому они воспитываются у детей труднее всего.
Из за слабо развитых мышц языка и щек, ребенок не может самостоятельно полоскать рот, вода выливается обратно или он ее сразу проглатывает. Таких детей нужно учить надувать щеки и удерживать воздух во рту или перекачивать его из одной щеки в другую. Втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. После выполнения таких упражнений можно приучить ребенка полоскать рот водой.
Такие дети не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Для того чтобы развить мелкую моторику рук, нужно использовать специальные упражнения.
Изобразительная деятельность у детей с дизартрией тоже на низком уровне. Они не умеют держать карандаш в руке, не регулируют самостоятельно силу нажима, не могут правильно пользоваться ножницами.
Для того чтобы постепенно развить моторику рук, а так же воспитать умение регулировать силу и точность движения, нужно совместно с ребенком, вложив его пальца вместе со своими в кольца ножниц, производить последовательные движения. Также у них затруднено выполнение физических упражнений и танцев. Не умеют соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, им трудно дается умение менять характер движений по ударному такту, не могут четко и точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно научиться прыгать на левой или правой ноге, либо стоять на одной ноге, не могут удержать равновесие.
В ходе специального обследования с применением функциональных нагрузок можно выявить неврологическую симптоматику. Общая моторика замедленная и недифференцированная, характеризуется неловкими, скованными движениями. Наблюдается ограничение в объемах движений верхних и нижних конечностей, с одной стороны преимущественно. Нарушен мышечный тонус, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы и синкинезии. Могут встречаться резко выраженная подвижность, движения непродуктивны и бесцельны. Отмечаются нарастание мышечного тонуса в руках (при подъеме вверх, легкий тремор пальцев, уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка (Поза Ромберга). Сложные двигательные акты, которые требуют четкого управления движениями, слаженную работу различных групп мышц и правильной пространственно-временной организации движений, нарушены в наибольшей степени. Недоразвитие ручной моторики, характеризуется нарушением точности, быстроты и координации движений. Кинестетическая память снижена, поэтому пальцевые пробы проявляются неполноценно. Существует статическая взаимосвязь между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики.
При изучении артикуляционной и мимической мускулатуры, можно отметить, что у детей с дизартрией отмечаются парезы, гиперкинезы, а также у них изменен мышечный тонус. Нарушение функционирования двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции, у дошкольников с дизартрией обусловлено нарушением речевой моторики.
Дошкольники с дизартрией имеют расстройства кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений, страдает двигательное звено речевой системы. Непосредственное отношение к речевому процессу (двигательнокинестетическая, слуховая и зрительная системы) имеют различные функциональные системы, но их интеграция задержана в связи с нарушением обратной кинестетической афферентации. Л. С. Волкова исследуя, речь детей с дизартрией характеризует ее как нарушение реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений.
Дизартрические расстройства всегда сопровождаются с другими, например с алалией, заиканием и др. Тем самым можно сказать, что поражение одних структур мозга, приводит к задержке созревания других. Напряженность или расслабленность мышц речевого аппарата, а также правильность артикуляционных укладов, дошкольники с дизартрией не ощущают, т. к. это требует огромных усилий при речевом высказывании. Моторные нарушения речи, негативно влияют на построение развернутого высказывания. А также дети с трудом могут подобрать нужное слово. При кинестетических нарушениях нарушается вероятность всплывания точного слова, что приводит к недостаточной «упрощенности слов». Это проявляется в затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений. Нарушения мозговой деятельности приводит к затруднениям в составлении общей схемы высказывания и подборе лексических единиц, поэтому у детей с дизартрией возникают затруднения в выборе существенных связей и торможении побочных.
Состояние речеслуховой и зрительной памяти имеют значительные отклонения. Расстройства артикуляции влекут за собой нарушения фонематического слуха, а также расстройства активного внимания, и как следствие этого у детей выявляются трудности запоминания отдельных слов и логически-смыслового запоминания текста.
Ухудшение памяти и внимания дошкольников с дизартрией могут повлечь за собой ослабление мыслительной деятельности как вторичный дефект. Задания на обобщение предметов по классификациям; определение последовательности в сериях сюжетных картинок; установление причинноследственных связей и ориентировке по времени; группировка предметов по величине, цвету и форме, у детей с дизартрией вызывают большие затруднения.
Дети данной категории легко возбудимы, у них неустойчивое настроение, проблемы в поведении, отмечаются вспышки агрессий, т. е. можно сделать вывод, что эмоционально-волевая сфера детей также нарушена.
Таким образом, анализируя литературу и исследования многих авторов, можно сказать, что дизартрия это речевое расстройство, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы, влекущее за собой дефекты речи различной степени тяжести, что вследствие это вызывает некоторые затруднения в психическом развитии детей, в эмоционально-волевой сфере и в различных видах деятельности.