Елена Сдержикова
Дистанционная поддержка детей с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню;
дай сделать - и я пойму».
Китайская притча
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха уже недостаточно академических знаний и умений критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации российского образования, информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов, что характеризуется тенденцией перехода от традиционных форм обучения к инновационным. Одной из проблем является поиск новых форм получения знаний, среди которых можно выделить интерактивные формы и средства, как новый способ реализации образовательного процесса, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний.
Публикация «Дистанционная поддержка детей с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени.
У обучающихся с ОВЗ эффективность и качество умственной деятельности повышается при применении наглядных средств обучения. Разумное их использование играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления детей. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего в дистанционном обучении использование интерактивных презентаций, которые делают учеников не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками урока.
Можно научиться создавать подобные интерактивные игры, задания, тренажеры в знакомой программе PowerPoint. В ходе длительных путешествий по сайтам мне удалось найти замечательный инструмент необычного использования традиционной презентации, который помогает значительно расширить образовательные возможности этого офисного приложения.
Использование гиперссылок и кнопок-триггеров в программе PowerPoint значительно расширяет возможности ее использования для обучения детей с ОВЗ. Но у нас не было возможности перемещать объекты, расположенные на слайде. Этот недостаток помогает исправить Drag-and-Drop.
Инструкция по работе с шаблоном Drag-and-Drop.
Сначала необходимо его скачать. Шаблон представляет собой пустой слайд с прописанным макросом. Скачиваем, открываем.
Теперь начинаем работу с уже готовым макросом. Вы сможете работать с ним как за компьютером с помощью мыши, планшетом, телефоном так и у интерактивной доски с помощью стилуса или просто руки в зависимости от типа ИД.
С этим макросом можно создавать простые пазлы, мозаики, выкладывать фигуры из геометрических объектов и т. д. С помощью определённых кнопок во время показа презентации можно повернуть фигуру вокруг оси, увеличить или уменьшить объект. Также на объект, полученный с помощью «Панели рисования» (например, прямоугольник, овал и т. д., можно поместить любой текст или формулу для вычислений и автоматически получить результат.
AR-книги (Augmented Reality) – это обычные бумажные книги, которые можно «оживить» с помощью приложений. Это не только носит развлекательный характер, но и позволяет информационно обогатить содержимое книги, дать больше наглядных знаний, усилить образовательный эффект. Это еще и мультимедийный материал, виртуальные лаборатории, графика, диаграммы, анимация и т. д. Устройство также ускоряет проверку усвоенного материала и обеспечивает равные условия его выполнения.
Электронный учебник раскрывает широкие возможности подачи нового материала для педагога.
«Слайд–шоу»
Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии и используется нами лишь для определения конкретного вида работы с детьми. Познакомимся более подробно с данным видом работы.
На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь что подразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены и фотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являются частью окружающего их мира.
Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий.
Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение. После проведенных занятий в группе дети приходят на очередное «Слайд-шоу», где им предлагаются уже знакомые модели из пиктограмм, просмотр фрагментов и задания логического характера. Например:«Решила я поехать в Африку пустыню посмотреть зимой. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Дети выбирают и отвечают на главный вопрос «почему?».
Развитие представления о целостности картины мира – одна из задач, решаемых с помощью информационных технологий. Пока не созданы фильмы научного характера для ребёнка с ОВЗ. Поэтому с помощью компьютерных технологий мы сами учимся и «монтируем» фильм, выбирая из обычных фильмов естественнонаучного цикла главное, и, что очень важно, понятное нашим детям.
Педагогу следует избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации с использованием информационных технологий сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности.
На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития. Упражнения базируются на логической системе учебного предмета и межпредметных связей, составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Педагогу необходимо помнить:
- Прежде, чем объяснить, надо заинтересовать ребенка.
- Прежде, чем заставить действовать, надо его подготовить к действию.
-Прежде, чем сообщить что-нибудь новое, надо сделать так, чтобы ребенок ожидал новое.
Используемые источники
1. school69@kubannet.ru Гончарова А. А. МОУ гимназия № 69 г. Краснодара.
2. https://www.loyola.edu/edudept/PowerfulPowerPoint/MoreTricks.html - сайт с исходником макроса.
3. Розенфельд А. Б. PowerPoint и интерактивная доска. Перемещение объектов.
4. Худенко, Е. Д., Гаврилычева, Е. Ф., Селиванова, Е. Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова – М. : АРКТИ, 2008.