Галина Евгеньевна Толстикова
Диспут «Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: плюсы и минусы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. В системе дошкольного образования происходят большие перемены. Новые стандарты образования, внедряются федеральные государственные требования, новые Законы «Об образовании», принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа «Электронная Россия». Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Публикация «Диспут „Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: плюсы и минусы“» размещена в разделах
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. К ним относится использование компьютеров, интерактивных досок, принтеров, сканеров, музыкальных центров, телевизоров, цифровой видеотехники.
Как все технологии, ИТК в дошкольном образовании имеет свои плюсы и минусы. Применение их в процессе обучения детей имеет определенные достоинства. Внедрение инновационных технологий в сфере образования, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Так же они позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Используя средства информационно-коммуникативных технологий, дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова; имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края и любоваться красотой водопада и слушать журчание ручейка или пение птиц; знакомиться с миром музыки, прослушивать классическую музыку. Так же возможно моделирование ситуаций, которые сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения. Например, изучение космических объектов. Накопленные фото- и видеоматериал можно использовать в мультимедийных презентациях. Интернет позволяет широко использовать и тексты художественных произведений, просмотр мультфильмов или определённых фрагментов.
С учетом того, что детская природа требует наглядности, изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособий. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребёнка становится более современным, разнообразным, насыщенным. Информация подаётся живо и быстро. Так же можно фотографировать и снимать художественное творчество и продуктивную деятельность детей, интересные мероприятия, развлечения, целевые прогулки и наблюдения, интересные случаи из жизни воспитанников группы, а затем устраивать совместный просмотр таких мероприятий, организовать фотовыставки. Правильно подобранная информация вызывает только положительные эмоции и огромный интерес. При этом у дошкольников повышается мотивация к познавательной деятельности, происходит активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка и формируется активная позиция субъекта обучения. Самое главное, что каждый ребёнок приобретает уверенность в себе и своих возможностях, проявить свой талант. При этом ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видя каждый раз оценку своего труда, так как предполагается поощрение ребенка при верном выполнении задания, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.
В отличие от обычных технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и, что очень актуально в дошкольном детстве, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Многие занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий таких как «Игра на музыкальных инструментах», «Послушный карандаш», «Изучаем алфавит», «Остров математики» и так далее, детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Возможности манипулировать объектами на экране способны надолго привлечь внимание ребенка. Так же с использованием компьютера возрастает индивидуализация обучения – ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению. Правильно подобранная информация вызывает только положительные эмоции и огромный интерес. У дошкольников повышается мотивация к познавательной деятельности, происходит активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка и формируется активная позиция субъекта обучения. Самое главное, что каждый ребёнок приобретает уверенность в себе и своих возможностях, проявить свой талант.
Информационно-коммуникативные технологии применяются так же во взаимодействии работы всех педагогов, специалистов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родителей. Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаётся единое информационное пространство в образовательном учреждении. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Созданный сайт в детском саду открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в детском саду. На сайте освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами и специалистами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт группы и посмотреть вместе новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, узнать новости детского сада.
В разнообразии плюсов в использовании ИТК в работе с детьми нужно отметить и минусы данной технологии. Это негативное влияния длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Например, медики считают, что воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Так же можно отметить, что при злоупотреблении использованием ИКТ в виде игрушек, последние способны влиять на состояние психического и физического здоровья, в частности возникновение искусственной «аутизации» и отказа от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости. Не следует использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Также нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя и родителя, а не заменяет его. Использование ИКТ детьми подразумевает контроль и объяснения со стороны взрослого, а не самостоятельное использование.
Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. Однако успешность решения задач можно достичь только при высоком уровне профессионализма педагогических работников. При использовании информационно-коммуникативных технологий следует :
• правильно использовать назначение материала;
• не перегружать обучение материалами;
• соблюдать определённые требования к использованию технических средств (определённые дни для обучения, не нарушать режим проведения прогулки и дневного сна, обучение детей правилам поведения, соблюдение правил безопасности, комплектация медицинской аптечки, гигиенические мероприятия);
• основная деятельность – игровая;
• не забывать воспитательное и развивающее значение книги в жизни дошкольника.