Соколова Наталья Владимировна
Конспект проведения дискуссии «Современный педагог дополнительного образования. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дискуссия
"Современный педагог дополнительного образования. Какой он?"
Пояснительная записка
Выбор профессии является сложным решением, требующим соотнесения личных способностей с требованиями выбранной специальности.
Важно отметить, что не все профессии обладают одинаковым социальным статусом в силу объективных и субъективных причин. Профессия оказывает существенное влияние на качество жизни человека, определяя такие факторы, как социальный климат, режим работы, продолжительность отпуска и уровень заработной платы.
В развитых странах, таких как США и Япония, при знакомстве чаще всего в первую очередь называют профессию (должность) или фирму, а затем имя и фамилию. Это свидетельствует о том, что в системе ценностей общества на первое место ставится социальный статус человека, уровень его профессионального образования и роль, которую играет производимый им продукт в социально-экономической жизни страны.
Профессия педагога, являясь одной из древнейших, неизменно претерпевает изменения, адаптируясь к современным реалиям. Учитель XVIII века или 70-80-х годов XX века существенно отличается от современного педагога.
В настоящее время активно обсуждаются вопросы компетентности, профессионализма, индивидуального стиля работы и имиджа педагога. Образ педагога всегда был предметом дискуссий, но в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования к образованию, эта тема приобретает особую актуальность.
Согласно результатам опроса, в котором приняли участие более 1000 респондентов, профессия педагога воспринимается как благородная и значимая. Большинство подростков видят в педагоге наставника, друга, человека, от которого зависит их будущее. Тем не менее, лишь немногие из них готовы связать свою жизнь с педагогикой. Это связано с тем, что современное общество не выделяет профессию педагога как престижную, а средства массовой информации не пропагандируют её положительный образ.
Оценивая качества современного педагога, респонденты выделяют компетентность, понимание, современный взгляд, доброту и чувство юмора.
Цель дискуссии: Формирование позитивного образа современного педагога дополнительного образования.
Задачи:
1. Выявить представления педагогов о понятии "современный педагог дополнительного образования" и на их основе сформулировать обобщенный качественный "портрет" современного педагога.
2. Развивать профессионально-коммуникативную, рефлексивную и акмеологическую компетенции педагога.
3. Совершенствовать умение формулировать собственную позицию, опираясь на жизненный опыт, выражать ее и отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры спора, дискуссии.
Участники: педагоги дополнительного образования
Оформление и оборудование: книжная выставка по проблеме дискуссии, аудиозаписи музыки, презентация (проекционный экран, проектор).
Методические рекомендации
Для обеспечения продуктивного диалога рекомендуется разделить аудиторию на небольшие рабочие группы, оптимально по 4-6 человек.
Успешное проведение дискуссии требует просторного помещения, оснащенного мобильной мебелью, позволяющей участникам каждой группы удобно расположиться в кругу.
По завершении обсуждения каждого вопроса необходимо зафиксировать выводы. Это позволит модератору и участникам в конце дискуссии легко подвести итоги.
Модератор должен следить за соблюдением временных рамок, обеспечить всем участникам возможность высказать свою точку зрения, а также стимулировать активность менее инициативных участников с помощью наводящих вопросов: «Как вы считаете?», «Удовлетворяет ли вас такое объяснение?», «Согласны ли вы с этой точкой зрения?» и тому подобных.
Сценарный план
I. Вводная часть. Приветствие. Формулирование проблемы и целей дискуссии. Обсуждение правил дискуссии
II. Основная часть. Работа в группах. Высказывания по вопросам Анализ высказываний.
III. Заключительная часть. Подведение итогов обсуждения.
Ход дискуссии
«Посмотрите на своих учеников!
Это Дети Света! Звёздные дети!
Так станьте же для них Звёздным Учителем!
Дети Света нуждаются в Учителе Света.
Ищите свет, и он к вам придёт.
Ваша устремлённость - это шаг к свершению».
Ш. А. Амонашвили
1. Вводная часть. Притча.
Однажды собрались люди, чтобы определить, кто из них достоин звания лучшего. Первый участник исполнил песню о любви, счастье и мире, зачаровав всех своим голосом. Все решили, что он лучший. Следующий участник преподнес зрителям танец, без слов выразив историю рождения и смерти любви. Его выступление также было признано лучшим.
После него выступали другие участники, демонстрируя свои таланты в пении, танцах и поэзии. Каждый из них заслуживал звания лучшего. Среди них был один человек, обладавший всеми этими талантами. Однако он не стал демонстрировать их сам, а поручил это своим ученикам. Один ученик спел так проникновенно, что даже ветер замер в облаках. Другой рассказал притчу, вызвавшую слезы у древних гор. Третий ученик своим танцем заставил всех зрителей присоединиться к нему.
Тогда все пришли к выводу, что этот человек, учитель, достоин звания лучшего. Ведь научиться петь, танцевать и рисовать - это одно, а вот научить этому других - совсем другое.
Педагог дополнительного образования - это уникальная личность, обладающая многими качествами: ум, успех, универсальность, умение доходчиво преподносить материал, честность, человечность, чуткость, чувство юмора, искренность, индивидуальность, тактичность, толерантность, терпение, естественность, единомыслие и, конечно же, любовь к детям и своей работе.
В наши дни важно задуматься о том, какими качествами должен обладать современный педагог дополнительного образования.
1. Правила дискуссии
Чтобы дискуссия проходила легко и непринужденно, мы познакомим вас с правилами, которых нам стоит сегодня придерживаться:
• Стремитесь говорить четко и лаконично. Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться МОПС - формулой:
М – мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашего мнения) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
• Критикуйте идеи, а не людей.
• Цель каждого из нас не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
• Побуждайте каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
• Выслушивайте соображения каждого, даже если не согласны с ними
• Не бойтесь изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов (предложить участникам добавить собственное правило).
1. Основная часть. Работа в группах. Вопросы для дискуссии
1. Часто слова с чем-то ассоциируются. Какие ассоциации вызывает словосочетание "дополнительное образование". Необязательное, неважное, а в условиях современных школьных нагрузок – и вовсе лишнее? Или интересное, увлекательное, любимое.? А может быть и вовсе – возможность найти свою дорогу в жизни, разобраться в себе, в своих способностях и предпочтениях, понять к чему же хочется стремиться.
2. Педагог дополнительного образования – кто он: фанатик, человек с чувством долга, человек, занимающийся любимой работой, женщина с материнским инстинктом, профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний, когда необходимо – артист, художник, писатель, певец, не реализовавшийся в школе учитель …. или (а может быть) …. -O-
3. Педагог дополнительного образования должен?
4. Современный педагог - это инноватор, экспериментатор или опыт даёт право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд (и не ожидает ли педагога опасность как в поговорке: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один»). Ваше мнение.
5. Мое отношение к основной парадигме в работе педагога: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя».
6. Три заповеди Ш. А. Амонашвили: первая - верить в ребёнка, вторая заповедь - верить в свою искру Божию, третья заповедь - верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой. Согласны ли вы с высказыванием.
7. Верно ли утверждение "Только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого человека"
8. Моя формула успеха педагога дополнительного образования.
3. Подведение итогов. Уважаемые участники дискуссии благодарим каждого из вас за участие в обсуждении. Итак, давайте подведём итог, каким же должен быть по нашему мнению педагог дополнительного образования (работая в группах, педагоги заполняют карточки, указывая основные, по их мнению качества педагога).
Литература
1. Петровская, Л. А. Основные характеристики компетентности в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. - Ч. I. Кострома, 2003.
2. Сластенин,В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. Минск, 2003.
3. Ткаченко, Е. В. Дизайн - образование: теория, практика, траектория развития / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004.