Получи документы

Консультация для родителей будущих первоклассников «Дисграфия. Как избежать ошибок на письме» (1 фото)

Екатерина Шипова
Консультация для родителей будущих первоклассников «Дисграфия. Как избежать ошибок на письме»
▼ Скачать + Заказать документы

Дисграфия. Как избежать ошибок на письме.

Этой статьей я хочу привлечь внимание родителей будущих первоклассников. Детей со специфическими ошибками на письме становится все больше и больше. И в рамках школы скорректировать их становится крайне сложно либо вообще невозможно. Количество выделенных часов для коррекции недостаточно и ресурсы дефицитарного ребенка не безграничны. Ведь ученику нужно каждый день усваивать новый материал, а еще нужны силы восполнить пробелы в речевом развитии дошкольного периода. Вот и получается, что новый материал падает в пустоту, так как речевая база до школы не была сформирована.

Темочки:

Для того, чтобы ребенок освоил правильную письменную речь должны быть достаточно развиты определенные психические и психологические процессы.

Из психологических самым важными будут произвольность поведения (ребенок делает, потому что надо; ему трудно, сложно, но он все равно делает) и эмоциональная зрелость (ребенок понимает свои чувства, эмоции и может ими управлять). Комплекс психических процессов важных для освоения письма будет включать в себя: зрительно-пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, моторные функции и сложно координированные графические движения, зрительные и слухо-моторные координации и конечно же речь. То есть скоординированная связь ухо-язык-глаз-рука.

«Ухо звук определит,

Язычок проговорит,

Глаз запомнить букву сможет

И руке писать поможет.»

У дошкольника должны быть сформированы пространственно-временные категории. Важно научить его ориентироваться в каком-либо пространстве, на листе бумаги, в собственном теле, в том числе в зеркальном отражении, выполнять графические диктанты, понимать: право, лево, верх, низ, центр, определять место предмета с предлогом (за, под, между, над, из-за и тд). Будущий первоклассник понимает временные категории: минуты, часы, дни, недели, месяцы, года. И красной нитью в освоении ребенком навыка письма выступает сформированность устной речи и фонетико-фонематического процессов. То есть должны быть сформированы связи между словом, слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. Таким образом, обеспечивается согласованная работа четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного.

Если этих кирпичиков в фундаменте дома под названием «письменная речь» будет недостаточно, то дом не просто будет кривым, а будет разрушаться от нагрузки новых полученных знаний, которые не смогут перейти в навык правильного письма. Поэтому очень важно подготовить ребенка к началу школьной жизни.

Рассмотрим подробнее какой должна быть речь ребенка к концу дошкольного периода, чтобы процесс овладения письмом прошел быстро и безболезненно.

Пять основных компонентов речевого развития, которые в дальнейшем определят способность ребенка к освоению письма.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка. В речи нет смешения, замен сходных по звучанию или артикуляции звуков. При письме осуществляется процесс внутренней речи. Прописывая слово, ученик проговаривает его про себя, как бы в голове, но язык в это время осуществляет все те же движения, как если бы он говорил вслух. Если он прописывает слово «пушистый», то на Ш-язык чашкой упрется в коренные зубы, на С-опустится вниз, на Т-упрется в альвеолы за передними зубами. И если у ребенка в речи идут замены одних звуков другими, например, Ш-на С, то и язык во время письма пойдет не туда и на письме будет другая буква.

2. Развитие фонематических процессов (восприятие, синтез, анализ). Дошкольник на слух может отличить один звук от другого, определяет место звука в слове, на слух из звуков или из букв составляют слова, освоены знания звуко-буквенной характеристики слова (понимает и различает гласные-согласные звуки, определяет твердость-мягкость, звонкость-глухость, освоено правило йотированных звуков). Следует обратить внимание, что детей с низким уровнем развития фонематических процессов очень много. Если до школы у ребенка были речевые проблемы: заговорил поздно, долго не говорил какие-либо звуки, говорил неправильно, неразборчиво, то даже при условии хорошей коррекции в дошкольный период остается большой риск слабости фонематических процессов. На письме это будет проявляться в огромном количестве ошибок: замена звонких согласных на глухие и наоборот, замена одних гласных на другие. Некоторые ученики не могут полностью освоить звуковой анализ слова.

3. Усвоение слоговой структуры слова. Ребенок произносит правильно слова разной слоговой структуры, слоги не переставляет местами, не добавляет, ни убавляется ни слог, ни звук. Трудно выговариваемые слова, которые ребенок слышит впервые, может повторить при помощи взрослого, разделив его на слоги, затем самостоятельно. Слова типа: «велосипедист, аквалангист». Если слоговая структура нарушена, то на письме ошибки будут аналогично проговариваемым. Это будет пропуск одной буквы или слога, замена одной буквы на другую, добавление лишних букв или слогов, перестановка букв или слогов местами.

4. Грамматический строй. Это самый провальный пласт речи у современных школьников. В норме ребенок ясно выражает свою мысль распространенным предложением, окончания в словах согласованны. Но у большинства учеников как будто бы «винегрет», а не предложение. В потоке речевого высказывания у такого ребенка есть существительное и глагол, прилагательных крайне мало, предлоги, как правило, отсутствуют, при этом правильного предложения нет. То есть вместо мысли, оформленной в грамматически правильное предложение мы слышим набор слов, еще и не согласованных между собой ни в роде, ни в падеже, ни в числе. Ученик взял и высыпал слова словно винегрет, разбирай его педагог и домысливай суть сказанного.

5. Связная речь, как итог развития всех компонентов речи. Увидеть такого ребенка в современных реалиях большая удача. Самое нелюбимое задание у детей при диагностике - составить рассказ по серии сюжетных картинок. В лучшем случае ответ ребенка будет сводиться к перечислению действий, которые он оформляет в простые, нераспространенные предложения, при этом услышать полноценный рассказ вообще не представляется возможным.

Важное значение в формировании письменной речи имеет уровень сформированности всех сторон речи и психических, психологических процессов. Ни один компонент не существует отдельно от другого. Несформированность пространственных представлений, развитие которых начинается в доречевом периоде (до 1 года, обязательно «аукнутся» в нарушении слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Отсутствие произвольности поведения или ее низкий уровень, слабые фонематические процессы нарушат цепочку для формирования речедвигательного навыка (ухо-речь- глаз -рука). И освоение письма станет для ученика настоящей пыткой.

Почему же в школе так мало детей с хорошо развитой устной речью и так много детей с нарушением письма? Рассмотрим несколько причин.

1. Дети, которые в дошкольном периоде имели какие-либо речевые нарушения, практически в 100 % пополнят ряды дисграфиков. Родителям нужно это понимать и постоянно заминаться с ребенком, восстанавливая пробелы.

2. Словарь у большинства детей крайне скудный, особенно глагольный и прилагательный. Значения огромного количества слов дети не знают.

3. Родители не обращают внимание грамматически правильно говорит дошкольник или нет.

4. Недостаточно часов для развития речи в программе обучения в дошкольном учреждении.

5. Неосведомленность родителей. Большинство из них не знает какой должна быть устная речь ребенка или не придают значения различного рода отставаниям ребенка в речевом развитии.

Итак, письмо – сложная психофизиологическая система, реализуемая согласованной работой разных отделов головного мозга (вижу, слышу, говорю, делаю). И задача родителей и педагогов развить речь ребенка до 1 класса, чтобы предотвратить дисграфию и неуспешность ученика в школьной жизни.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Дисграфия. Как избежать ошибок на письме»
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей будущих первоклассников «Дисграфия. Как избежать ошибок на письме»
Опубликовано: 28 января 2025 в 20:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников «Дисграфия. Как избежать ошибок на письме»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шипова (УИ 1201377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД