Таcлима Садыкова
Диссеминация педагогического опыта. Технология группового взаимодействия
▼ Скачать
Доклад к презентации.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И. Г. Песталоцци.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Г. Зимме.
В условиях возрастания роли командной работы в современном мире особое значение приобретают такие формы организации учебного процесса, которые формируют навыки совместной деятельности, общения и сотрудничества, более ответственного и внимательного отношения друг к другу. Технологию группового взаимодействия разработал Александр Иосифович Ривин.
Публикация «Диссеминация педагогического опыта, Технология группового взаимодействия» размещена в разделах
Цель групповой работы:
- повышение эффективности учебного процесса;
- влияние на развитие всей личности студента и уровня образования в целом.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности;
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- Развитие умений успешного общения;
- Совершенствование межличностных отношений в коллективе.
Приобретение навыка работы в команде, является неотъемлемой частью в дальнейшей трудовой деятельности учащихся.
Этапы организации группового взаимодействия и коллективного обучения:
1. Первый этап это - Подготовительный этап, он включает в себя:
• определение размера кооперативных групп и распределение учащихся по группам; (разбиваемся на группы)
• разработка заданий для организации группового взаимодействия;
• подготовка учебного материала, продумывание и распределение ролей;
• подготовка помещения, планирование наблюдения и контроля за учебной деятельностью учащихся;
2. Второй этап - Организационный этап:
o включает в себя объяснение учебных целей и постановку учебного задания;
o определение критериев успешной деятельности, определение нужных направлений, постановка целей, чего в общем команда должна достичь, какие вопросы и темы раскрыть.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение учебной задачи или творческого задания, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления
3. Третий этап это - Деятельностный этап, мы его рассмотрим со стороны преподавателя.
• руководство групповой и индивидуальной деятельностью учащихся;
• обучение умениям и навыкам;
• наблюдение и контроль за учебной деятельностью учащихся (координация и контроль за процессом обучения, занятия).
Теперь рассмотрим Деятельностный этап, со стороны учебных групп.
• Заключается он в выработке группового решения или выполнения творческого задания. Данный этап включает:
- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
- процесс поиска обсуждения лучшего решения;
- суммирование мнений и подведение итогов групповой работы (обсуждение, дискуссии, дебаты и т. д.);
- презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Далее рассмотрим - Формы групповой работы:
• Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе (каждый высказывает свое мнение).
• Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
• Ролевая игра.
Итоговый этап. Подводя итоги, учебная группа представляет презентацию.
Презентация результатов групповой работы, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. Представлять можно не только в презентациях, но и в:
плакатах, опорных конспектах, кластерах;
выступлениях (театрализация);
созданных текстах;
подтвержденная практикой гипотеза.
И заключительный этап - это, Рефлексивный этап:
На этом этапе учащиеся выражают свое отношение к занятию и оценивают вклад каждого в общее дело. Эффективность этого этапа зависит от готовности учащихся к самоанализу.
Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация;
Снижается уровень тревожности учащихся;
В группе выше обучаемость эффективность усвоения и актуализации знаний;
Улучшается психологический климат в коллективе.
Минусы
Групповой работе надо сначала научить;
Организация групповой работы требует от преподавателя особых умений, усилий;
Некоторые учащиеся могут пользоваться результатами труда более сильных коллег;
Для некоторых участников разделение на группы – процесс болезненный.
В условиях технологии группового взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Подводя итоги, хотелось бы высказать свою собственную точку зрения, применяя технологию группового взаимодействия преподавателю или педагогу необходимо балансировать между работой с группой и индивидуальной работой с каждым, с теми, кто отстает от группы, т. е, найти оптимальный темп работы, чтобы каждый учащийся успевал усвоить учебный материал.
Ссылалась на статьи: Горнаковой Натальи Викторовны (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии, Сивириновой Ирины Александровны (учитель биологии).